Общественно-политическая интернет газета
Глава МИД Турции Хакан Фидан в интервью телеканалу A-haber сделал довольно серьезное заявление о том, что на Ближнем Востоке, и непосредственно в случае с Ираном, «США играют с огнем». Что стоит за этим определением? В некоторой степени Хакан Фидан сам расшифровал собственную мысль, сказав, что «когда вы играете с огнем, этот огонь в любой момент может превратиться в пожар. Его будет невозможно взять под контроль».
Однако эти слова не раскрывают всего, что стоит за внешней политикой как самих США, так и привлеченных в виде коалиции в Красное море сил, так и главных региональных игроков, коими являются Турция и Иран. Стоит ли действительно мир перед угрозой Третьей мировой войны, и если да, то как поведут себя эти самые игроки?
Судя по официальным заявлениям представителей США, вопрос прямой войны с Ираном там не рассматривается. Есть несколько доводов в пользу этой версии. Например, выступая в эфире CNN, помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан не дал прямого ответа на вопрос о том, планирует ли Вашингтон нанести удары по территории Ирана в качестве ответа на атаку против своих сил в Иордании, в результате которой погибли трое американских военнослужащих.
Джейк Салливан, что называется, юлил и дипломатично ушел от темы.
«Выступая в эфире телевизионной программы, я не собираюсь подтверждать или исключать какие-либо наши действия где бы то ни было. Могу лишь сказать, что президент сделает то, что считает нужным», – сказал он.
При этом определение «то, что считает нужным» уводит из-под удара самого Джейка Салливана в качестве помощника президента США по национальной безопасности, потому как в случае неблагоприятного стечения обстоятельств, всегда можно сослаться на то, что любые отрицательные результаты происходящего на Ближнем Востоке – это следствие того, что посчитал нужным сделать именно президент. Слабая отговорка, но тем не менее.
Но важнее всего то, что сама подвешенность ситуации сохраняет интригу и может спровоцировать вовлеченные в конфликт силы на ошибку. Например, удар по Ирану могут нанести не непосредственно сами США, а военные силы, привлеченные ими в регион. Наносить удары по Йемену США, помимо британских сил, помогают также Австралия, Бахрейн, Великобритания, Дания, Канада, Нидерланды и Новая Зеландия оказали поддержку американским и британским силам.
Более качественную, с военной точки зрения, оценку ситуации дал бывший верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе адмирал ВМС США в отставке Джеймс Ставридис. Он прямо сказал, что полномасштабная война на Ближнем Востоке не разразится, поскольку в этом не заинтересованы ни Тегеран, ни Вашингтон. «Ни один из двух основных противников, то есть ни Иран, ни США, не хотят раздувать происходящее до крупной войны. Это очевидно. Что касается Вашингтона, президент США Джо Байден борется за переизбрание, ему не нужна крупная война на Ближнем Востоке. А в Тегеране муллы знают, если это перерастет в полномасштабную региональную войну, то они проиграют, и их военный потенциал значительно сократится», – сказал он в эфире телеканала MSNBC.
Согласитесь, что приведенные доводы весьма веские. Тем более, что со стороны США ничего кроме игры в мускулы мы не видим.
Да, конечно, Вооруженные силы США нанесли серию авиаударов по позициям проиранских группировок в некоторых приграничных районах Ирака и Сирии в ответ на нападение 27 января на американских военных в Иордании. Однако удары по приграничным районам Ирака и Сирии – это не одно и тоже, что и удары по непосредственно Ирану. И совершенно неважно, сколько объектов было поражено в ходе такой атаки. В США заявили об успешном поражении свыше 85 объектов и намерении продолжать бомбардировки в ответ на угрозы американцам. Но принесет ли это тот самый ожидаемый результат?
Издание The Wall Street Journal, к примеру, отмечает, что Вашингтон провел «тщательно выверенные» бомбардировки, чтобы без втягивания Ирана в прямое военное столкновение положить конец ударам по американским силам на Ближнем Востоке. Однако, какими бы ни были последствия этой операции, едва ли она приведет к реализации поставленной задачи. Для этого потребуется прекращение огня в Газе.
Представители оппозиции в Вашингтоне указывают на бесполезность ударов и опасность дальнейшей эскалации в регионе. Впрочем, об американской оппозиции разговор особый. В преддверии выборов в США основному сопернику Джо Байдена, Дональду Трампу весьма выгодно, чтоб нынешний глава Белого Дома наворотил дел на Ближнем Востоке и совершил явные ошибки. И именно этим можно объяснить заявление Трампа в интервью Fox News о том, что Иран получит ядерное оружие в течение 60 дней. И это при том, что еще 2 февраля нынешнего года Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси сообщил, что Иран значительно снизил темпы создания запасов высокообогащенного урана. Да, Иран продолжает наращивать накопление урана, обогащенного до 60%, который при дальнейшем обогащении может использоваться для создания ядерного оружия. Но речь явно не идет о недельном сроке.
А что сам Иран? Эта страна действует так, как и планировала с самого начала, подливая огонь в костер войны и прекрасно при этом понимая, что США не станет втягиваться в столь серьезное противостояние в регионе. Отсюда и громкие заявления. Например, Министерство иностранных дел Ирана, осудив удары США по Ираку и Сирии, назвав их стратегической ошибкой, которая приведет к усилению напряженности в регионе, обвинил Америку в нарушении суверенитета и территориальной целостности стран, которые подверглись атакам, а также игнорировании норм международного права и Устава ООН. Если учесть, что на долю Ирана во всей этой истории приходится ничуть не меньше ответственности, чем на сами США, то такое заявление можно считать откровенной издевкой. Ведь сам Иран не пострадал, и ответные удары наносились по командным пунктам, разведывательным центрам, складам с оружием и логистическим объектам, которые использовало подразделение «Аль-Кудс» иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и связанные с ним группировки непосредственно в ряде приграничных районов Ирака и Сирии.
Так, может ли все-таки в этом регионе разгореться еще одна крупномасштабная война? Может, если ошибку допустит кто-либо из тех коалиционных сил, привлеченных в Красное море США. Пока ракетных ударов по кораблям в Красном море со стороны самого Ирана не наносилось. По ним били хуситы с Йемена, а по американским базам в Ираке и Сирии – проиранские группировки в этих же странах. Но что будет, если в Иран залетит ракета с британских кораблей в Красном море? Что будет, если, воспользовавшись ситуацией, какая-либо третья сторона запустит ракеты на территорию Ирана? Ведь войск каких только стран не встретишь сегодня в соседней с Ираном Сирии. И вот это может стать тем самым пожаром в регионе, который сложно будет потушить. И именно об этом предупредил в интервью телеканалу A-haber глава МИД Турции Хакан Фидан.
«Турция находится в постоянном диалоге с региональными партнерами и США. Региональной экспансии следует избегать, ситуация не очень хорошая. Мы можем столкнуться с еще большей экспансией», – сказал он.
И согласитесь, что когда о серьезности ситуации говорит столь опытный дипломат, как Хакан Фидан, то опасаться действительно есть чего.
Рауф Насиров
Minval.az
26 Ноябрь 2024
25 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий