Общественно-политическая интернет газета
Россияне жалуются на засилье мигрантов из Средней Азии и рост криминала с их участием. После пандемии и начала боевых действий в Украине миграционная ситуация в России сильно изменилась. Пока русские мужчины воюют и гибнут за украинскую землю, азиаты и кавказцы взяли Россию без войны. Так, в топе-15 стран по числу въездов в Россию в 2023 году лидирующие места занимают граждане Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана. Более того, в настоящее время это самые многочисленные диаспоры в России. Армения в этом списке стоит на седьмом месте, а после нее – Азербайджан. Причем количество узбеков и казахов, въехавших в Россию за этот год, достигает двух с половиной миллионов человек. Таджиков в этом году в РФ въехало до 1 млн 700 тысяч человек, кыргызов – 500 тысяч.
Это при том, как утверждает издание tochno.st, что в 2023 году приток мигрантов в Россию упал до минимальных цифр. По мнению издания, грядет четвертая волна спада миграции с конца 2000-х, но это мнение прямо противоположно утверждениям самих россиян.
Ни для кого не секрет, что население России сильно сокращается, и потому власти пытаются решить проблему повышением рождаемости, поощряя ее материнским капиталом. Но, чтобы обеспечить простое воспроизводство населения, утверждают эксперты tochno.st, на одну женщину в среднем должно приходиться как минимум 2,1 рождение. Таких показателей Россия не достигала с 1980-х годов. А для того, чтобы компенсировать убыль населения, приезжать в страну должно в два раза больше людей. Миграционный прирост должен составлять 390 тысяч человек в год, подсчитали исследователи из Высшей школы экономики. Но в первые девять месяцев 2023 года он оказался минимальным, а власти все чаще предлагают ограничивать права «приезжих».
Однако без миграции невозможно восполнить дефицит на рынке труда, отмечает демографы. Доля трудоспособного населения страны сокращается, а население в целом становится старше. Прибывающие же сюда мигранты – в основном люди трудоспособного возраста. Они же заполнили собой сферу услуг. Кроме того, мигранты заняты в строительстве и других низкооплачиваемых работах.
Как уже было отмечено, больше всего трудовых мигрантов в этом году приехали из Узбекистана (1,6 млн), Таджикистана (985,5 тысячи) и Кыргызстана (516,6 тысячи). На эти три страны пришлось 87% всех въехавших с целью «работа». Число приезжающих на работу из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана растет: за девять месяцев 2023 года их приехало на треть больше, чем за этот же период 2019-о. Мигрантов из других стран становится меньше: въехавших на работу из Молдовы в этом году в два раза меньше, чем в 2019, из Казахстана — меньше на треть, из Азербайджана — на 15%.
И если, с одной стороны, российские власти упрощают процедуру получения гражданства, чтобы таким образом выполнить задачи, поставленные по мобилизации на войну, то, с другой, наоборот, создаются условия, которые ограничивают приезд мигрантов. Так, МВД предлагает ввести режим контролируемого пребывания для трудовых мигрантов. Закон предполагает ряд ограничений: запрет на государственную регистрацию юрлиц и индивидуальных предпринимателей, на приобретение движимого и недвижимого имущества, на открытие банковских счетов, регистрацию брака, перевод денег, вождение машины и другие.
Особую озабоченность вопросами миграции проявляет председатель Следственного Комитета России Александр Бастрыкин. В разное время он предлагал то лишать мигрантов гражданства за нежелание принимать участие в «спецоперации», то вводить налог за найм мигрантов.
Но азиатских граждан эти ограничения не пугают и не останавливают.
А тем временем появилась информация, что только в Петербурге более 1,5 миллиона мигрантов поставили на учет в 2023 году и благодаря этому нарушений миграционного закона стало меньше на 4 процента. В отношении нарушителей составлено почти 78 тысяч административных протоколов. За десять месяцев 2023 года в отношении иностранных граждан заведено 16 уголовных дел за незаконное пересечение государственной границы, девять уголовных дел за организацию незаконной миграции и пять дел о фиктивной постановке на учет. По факту использования поддельных документов в отношении мигрантов заведено 607 уголовных дел. Отмечают, что мигранты в Петербурге составляют чуть ли не четвёртую часть всего населения. Недовольство граждан растет, потому что, как утверждают русские, уже страшно гулять по улицам больших городов, потому как мигранты передвигаются толпами, живут также и, вообще, берут количеством…
Еще одной причиной для недовольства граждан стало решение российского правительства. Буквально два дня назад Кабмин отказался поддержать законопроект о лишении гражданства за уклонение от службы. Правительство России сочло необоснованными и избыточными меры по лишению приобретенного гражданства в случае уклонения от воинской службы и мобилизации, а также нарушения сроков постановки на воинский учет. Депутат КПРФ Михаил Матвеев внес в Госдуму соответствующую инициативу в августе. Матвеев в пояснительной записке указывал на частые случаи уклонения от воинского учета уроженцев иностранных государств, которые получили гражданство России. Правительство в своем отзыве на законопроект, ссылаясь на ст. 328 УК «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы», отметило, что сам факт подобного действия является основанием для прекращения гражданства натурализованного гражданина.
В кабмине подчеркнули, что доказательства нарушения данной статьи образуют состав преступления, по которому максимальное наказание составит до двух лет лишения свободы. При этом в отзыве указали, что для прекращения гражданства России «лицо должно совершить противоправное деяние, которое подрывает его устойчивую связь» с государством, при этом должны быть учтены принципы соразмерности наказания и конституционный статус института гражданства.
В свою очередь, пресс-секретарь Путина, Дмитрий Песков, заявил, что у президента сбалансированная позиция по вопросам мигрантов: «Тема мигрантов стоит весьма актуально на повестке дня. Действует определенная система, но необходимо ее совершенствование постоянное, что и будет делаться, в том числе по итогам Прямой Линии».
На этой миграционной волне политик и писатель Захар Прилепин предложил присоединить Узбекистан к России, чего уж там мелочиться, раз гастарбайтеры валом валят. Однако в самом Узбекистане депутаты послали его по месту постоянной прописки и посоветовали не мешать мух и котлеты в одну кучу.
Между тем российский политолог, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRus Виталий Арьков, комментируя этот вопрос «Минвалу», заявил, что определенные сложности с трудовыми мигрантами, которых теперь принято называть «иностранные специалисты», в России имеют место быть, однако в целом ситуация далека от критической и полностью под контролем Федеральной миграционной службы (ФМС), Министерства внутренних дел и других ведомств – как на государственном уровне, так и в регионах.
«Приводимые сегодня отдельными источниками данные о беспрецедентном росте числа приехавших отчасти есть лукавая цифра, поскольку приводится сравнение с годами пандемии. Тогда по объективным причинам сначала вообще были закрыты границы России на въезд и, напротив, местные власти вместе с исламскими центрами и РЖД организовывали «вывозные» поезда для десятков тысяч человек в тот же Узбекистан. А затем, при выходе из пандемии, действовали жесткие квоты и люди приезжали фактически по запросу конкретных строительных компаний или сельхозтоваропроизводителей. Однако есть и определенные изменения в сравнении с допандемийным периодом. Если тогда миграция носила в основном маятниковый характер – т.е. значительная часть иностранных граждан приезжала в Россию весной, с началом полевых работ, и возвращалась домой после сбора урожая и это были преимущественно мужчины молодого и среднего возраста, то в настоящее время все больше тех, кто находится в России круглый год, перевозит свои семьи (включая пожилых родителей) и занимается вопросом получения российского гражданства. Последнему способствуют определенные смягчения в российском миграционном законодательстве», – сказал он.
Говоря об изменениях, Арьков отметил, что таковые наблюдаются в национальном составе мигрантов. В допандемийный период фиксировалось немало людей с паспортами Украины и Молдовы (среди первых было немало женщин, предлагавших свои профессиональные навыки в сфере услуг: няни, сиделки, домработницы, официантки, продавцы, штукатуры-маляры и, конечно, работницы сферы досуга). Последние два года, в связи с событиями в Украине, их стало кратно меньше, а оставшиеся сумели заполучить статус беженца со всеми полагающимися мерами поддержки со стороны российского государства.
«Вернусь к тому моменту, что сейчас в Россию все чаще едут семьями с целью ПМЖ и получения гражданства. Это наглядное свидетельство того, что, несмотря на все антироссийские санкции и нагнетаемую в мире рядом стран коллективного Запада русофобскую истерию, наша страна по-прежнему притягательна как новая Родина. И не только для граждан бывших советских республик Средней (Центральной) Азии, хотя они по-прежнему составляют большинство – это факт. Немало тех, кто переезжает в Россию из государств Южного Кавказа – Армении, Азербайджана, Грузии (указано в порядке миграционной активности), Индии, Бангладеш, Пакистана, Китая, Вьетнама. Россия привлекает как более развитой экономикой, так и доступностью, в представлении многих это страна западной/европейской цивилизации. И это при том, что сама Россия в последнее время по ряду причин выбрала курс на сближение с Востоком», – отметил политолог.
По его словам, совершенно обоснованно мигранты рассчитывают на то, что в России (в отличие от США и стран Евросоюза) они получат равное и уважительное отношение к себе, смогут реализовать себя в профессиональном и общественном плане, их поддержат национальные диаспоры и огромная мусульманская община. Россия – исторически многонациональное (с федеративным устройством) и многоконфессиональное государство, где Ислам – вторая по числу последователей религия.
«Немаловажный аргумент в пользу России – русский язык, который по-прежнему является вторым после родного языком общения в большинстве постсоветских республик. Интерес к его изучению стабильно растет, что можно отследить по очередям в школы русского сектора (приветствуем строительство новых школ и подготовку учителей в российских педагогических вузах), увеличению числа студентов в филиалах ведущих российских университетов и иностранных студентов в самой России. Т.е. владея русским языком даже на базовом уровне, житель того же Казахстана, Узбекистана или Кыргызстана легче вливается в новую среду, быстрее становясь частью российского общества. Играет большую роль фактор нахождения в СНГ и особенно в ЕАЭС, что способствовало увеличению доли жителей Кыргызстана, Армении и Казахстана в общей миграционной картине», – сказал Арьков.
В тоже время, у приезжающих в Россию, тем более уже получивших или нацеленных на получение ее гражданства, есть не только права и возможности, но и обязанности. Они обязаны строго соблюдать российское законодательство и установленные общественные правила, чтить традиции и обычаи, уважать страну, ставшую для них второй Родиной и ее народ, принявший их в свою многонациональную дружную семью.
Едва ли не первостепенную роль в формировании этого должны играть национальные общины. Воспитывать и направлять на путь истинный своих вновь прибывших в Россию земляков, а не только, пользуясь их временной уязвимостью, нещадно эксплуатировать – в т.ч. с использованием нелегальных способов.
Что касается вопроса о росте преступности в России в связи наплывом мигрантов, то, по словам политолога, МВД действительно отмечает подобную тенденцию. В тоже время не совсем корректно говорить, что она зашкаливает именно в среде приехавших из республик Центральной Азии. Их количественно больше, чем приехавших из других стран, поэтому и выше количественный показатель преступлений и масштабнее это выглядит.
«Если же смотреть на процентное соотношение совершенных преступлений к числу уроженцев той или иной страны, то данный показатель ничуть не ниже у представителей Южного Кавказа, а по отдельным видам преступлений даже и выше. Совершающие преступления или даже «просто» неподобающе ведущие себя в общественных местах мигранты новой волны вдобавок ко всему «подставляют» и своих земляков, которые перебрались в Россию ранее, обжились и стали неотъемлемой частью российского общества, а то и вовсе уже проживают не в первом поколении. Ведь негатив проецируется автоматически и на добропорядочных граждан», – заключил он.
Рамелла Ибрагимхалилова
Minval.az
25 Ноябрь 2024
24 Ноябрь 2024
23 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий