Общественно-политическая интернет газета
В Китае разговоры о том, что между президентом России и президентом Азербайджана состоятся двусторонние переговоры, с самого начала выглядели несколько преувеличенными. Ведь урегулировать напряжённость в межгосударственных отношениях, начавшуюся ещё в декабре прошлого года, в рамках одного саммита было бы невозможным.
На саммите в Тяньцзине обе стороны — и Путин, и Алиев — провели различные встречи. В дипломатической практике это называется рабочими контактами. На подобных мероприятиях чего-то большего ожидать и не приходится. У ШОС была собственная программа, которая никак не предусматривала ни подписания особых заявлений, ни многочасовых закрытых двусторонних переговоров.
С декабря прошло время, за которое лидеры двух стран общались по телефону два-три раза, однако совместными участниками какого-либо мероприятия они так и не были. Именно поэтому возможные контакты двух лидеров на саммите ШОС так сильно обсуждались в повестке дня. Но они не встретились. Пожалуй, это впервые за время их пребывания у власти, когда они оказались на одном международном мероприятии и не общались. Это увидел и мир. Противники обрадовались, друзья были разочарованы. Найти повод для разочарования легко, а вот для радости — нет. Но оставим это, ведь политика не любит сентиментальности.
Азербайджанские официальные лица ни до, ни во время саммита не сделали никаких заявлений на эту тему. Российские же представители — помощник Путина Ушаков и пресс-секретарь Песков — отвечали на многочисленные вопросы с учётом чувствительности Азербайджана. Эти люди знают, с кем встретится Путин через несколько минут, как минимум за 24 часа до события. И из их сдержанных комментариев по поводу возможной встречи делать далеко идущие выводы нет необходимости. Но для местных аналитиков, выдвигавших версии на тему «почему в Китае не состоялась встреча», эти ответы могут послужить подсказкой.
Перед поездкой в Китай Путин провёл заседание Совета безопасности (СБ), где было анонсировано обсуждение некоторых вопросов, связанных со странами СНГ. Путин склонен к коллективному обсуждению критических решений, включая войну в Украине, или заинтересован в том, чтобы в обществе складывалось именно такое впечатление. А вот какие советы могли дать ему члены СБ по поводу Азербайджана — это уже «даже если бы у тебя были уши на месте событий» узнать было бы невозможно. Но, похоже, Россия пока затрудняется принимать решение относительно углубившейся напряжённости с Азербайджаном. Причина в том, что у Москвы есть более серьёзные проблемы: Трамп ожидает решения Москвы по переговорам по Украине и угрожает санкциями, Евросоюз готовит новые антироссийские планы, на фронте дела идут не так, как хочет Россия, и так далее. Поэтому, возможно, в Москве созданную ею же проблему с Азербайджаном не рассматривают как «состояние войны или чрезвычайного напряжения» и вынуждены отодвигать её на второй план из-за перегруженной повестки.
Требования Азербайджана к России по поводу самолёта AZAL известны. «Мяч», как говорится, давно на стороне России. В Москве прекрасно понимают, что за последние восемь месяцев они понесли серьёзные потери в отношениях с Азербайджаном, и это продолжается. Однако игнорировать эту проблему, прислушиваясь к бредням вроде Соловьёва, заявляющего о «необходимости усмирить Баку специальной операцией», они не могут.
Отношения с Азербайджаном важны для Москвы. Путин, вероятно, будет говорить о них тогда, когда примет конкретные решения. Например, даст интервью кремлёвскому блогеру-журналисту Зарубину и там объявит, что говорил (или встречался) с президентом Алиевым, что они достигли договорённостей и приняты такие-то решения.
В следующем месяце в Душанбе состоится саммит СНГ. На нём можно будет обсудить эту проблему двусторонне, даже часами, и принять решения.
Эту тему нужно отслеживать в СМИ, ведь инцидент с самолётом AZAL — это не только вопрос гордости, но и имидж Азербайджана как государства. Президент Алиев говорит всё, что необходимо, и, на мой взгляд, даже более жёстко. Суть в том, что нет необходимости держать общество под давлением этой темы, будто бы это конец света. Россия — наш сосед, там живут и работают сотни тысяч азербайджанцев. Есть немало российских политологов с сомнительной репутацией, которые хотят постоянной напряжённости в отношениях. Они не успокоятся, и, конечно, им нужно отвечать. Но превращать это напряжение для общества в нечто катастрофическое, даже пугая «возможной войной между странами», не стоит.
Да, Азербайджан — это уже не страна 30-летней давности. Поэтому мы должны быть психологически готовы к подобным конфликтам с любым государством и даже научиться жить, порой не придавая им значения и не нарушая привычный ход жизни. Так живут в сильных государствах…
Назим Сабироглу, Musavat.com
03 Сентябрь 2025
02 Сентябрь 2025
КомментарииОставить комментарий