Свобода людям, независимость нациям!

Участились случаи насилия среди детей, а призрак психолога бродит по школам

В последнее время в местных СМИ участилась информация о фактах давления и актах насилия в школах страны. Так, распространилась информация о том, что ученик второго класса школы-лицея №6 неоднократно подвергался действиям сексуального характера со стороны семиклассников, и хотя директор школы все отрицает, эта тема продолжает оставаться одной из обсуждаемых в обществе. Далее, на днях в средней школе №188, расположенной в поселке Пиршаги Сабунчинского района произошла массовая драка между двумя группами учащихся (20 человек), зачинщиком которой стал 9-классник по имени Магеррам Гулиев, вооруженный ножом – самый проблемный ученик школы. А в средней школе №8 города Гянджа был убит старшеклассник Рауль Рагимов, причем убит исключенным из школы юношей, который старше жертвы на год. И это далеко не единственные случаи насилия в школах Азербайджана, мы просто привели факты, имевшие место в январе этого года.   

Учитывая печальную тенденцию, вполне логично задать вопрос: а куда смотрят школьные психологи?

Отметим, что Министерство образования Азербайджана начало разработку положений о психологических услугах в общеобразовательных заведениях еще в 2013 году. Новшество внедрялось поэтапно довольно пассивно, пока в 2019 году 14-летняя 8-классница Элина Гаджиева, затравленная одноклассниками, не выбросилась из окна школы №162.

После трагедии школьные психологи стали обязательной штатной единицей в общеобразовательных заведениях, в обязанности которых входит мониторинг психологического здоровья школьников, помощь в непростых жизненных ситуациях. Понятно, что при наличии грамотной и слаженной командной работы «психолог-родитель-ученик» можно было бы избежать множества печальных, негативных, стрессовых ситуаций.

Но на дворе 2024 год, с тер пор прошло четыре года, но ничего не изменилось. По словам заведующего сектором отдела дошкольного и общего образования Минобразования Азербайджана Фирудина Гамзаева, которые привел Report, только в 64% средних школ страны действуют школьные психологи: «То есть, в школах страны в общей сложности работают 2 500 психологов. В остальных школах штат психолога остается вакантным. Ощущается необходимость в квалифицированных психологах. Определенная часть работающих в школах психологов не имеют высшего образования».

Понятно, что в наших школах, к счастью, массовых психозов, как правило, не бывает, но так или иначе каждый ребенок – это целый мир, в котором нужно уметь разбираться, и главное – понимать тот факт, что «странности» ребенка на самом деле – не отклонение, а шаблонные критерии, навязываемые детям взрослым обществом – вот это действительно странность. Дети, родители, педагоги и психологи должны работать в одной команде, слажено. Но, увы, этого не происходит.

Зачастую в социальных сетях родители поднимают вопросы: имеют ли школьные психологи клиническое образование? Или это просто закончившие специализированные курсы любители психологических практик, получившие диплом об окончании и устроившиеся в школу на вакантное место? По какому принципу отбирают этих сотрудников, и есть ли от них толк на самом деле?

Эллада Гасанова (имя изменено) учится в 6-м классе школы №5 Насиминского района. Девочка замкнутая, часто приходит с занятий опечаленная, отказывается идти на занятия, оправдывая свое нежелание тем, что ей не нравится учиться с некоторыми девочками, которые к ней постоянно придираются.

Мать Эллады – Расмия Гасанова рассказала сотруднику Minval.az, что в школе есть кабинет психолога, но самого психолога там никогда не бывает. По словам женщины, она много раз пыталась побеседовать с психологом, но он то болеет, то уехал в район к родственникам, то еще по каким-то причинам отсутствует.

«А тем временем мой ребенок замыкается в себе и отказывается ходить на занятия. Имен виновных в ее проблемах не называет, боится. Был бы психолог в школе приличный, разве такое происходило бы? Школьный психолог – это призрак, а призрак не может гарантировать безопасность нашим детям», – сокрушается мать.

Женщину поддержали и другие родители учеников самых разных школ города, подтвердившие, что ситуация в других учебных заведениях не лучше.

Отметим, что в полемике о нужности и важности школьных психологов постоянно читается и скрытый, и явный негатив: многие родители говорят о том, что никаких обязанностей психолог не выполняет, он просто присутствует (а чаще всего – нет) на рабочем месте. Правда, справедливости ради стоит отметить, что и с благодарностью говорят о школьных психологах, но благодарящих – единицы, этим родителям просто повезло, что в некоторых школах (которые по пальцам пересчитать) действительно работают профессионалы.

А как проходит отбор на вакантные должности школьных психологов?

Управление образования города Баку, как правило, объявляет о наборе психологов в образовательные учреждения, находящиеся в его подчинении. Конкурс на прием состоит из пяти этапов, включающих в себя электронную регистрацию, проверку электронных заявлений, тестовый экзамен, собеседование и выбор вакантного места. Согласно процедуре, кандидаты, прошедшие регистрацию в электронном формате, допускаются к этапу тестового экзамена после проверки информации в заявлении.

На экзамене участники отвечают на 40 вопросов по психологии, логике и информационным технологиям. Лица, успешно сдавшие тесты, допускаются на собеседование.

Претендовать на должность психолога в школе могут граждане Азербайджана и лица с правом на постоянное проживание в стране, получившие высшее образование по специальности психолога, а также лица с признанными в Азербайджане иностранными дипломами.

Психолог Теона Хаметова рассказала Minval.az, что на самом деле школьные психологи становятся все более востребованными, так как они помогают детям справляться с эмоциональными проблемами, социальными навыками и учебными трудностями, что способствует лучшей общей успеваемости и благополучию студентов. Следовательно, должность школьного психолога становится более актуальной в образовательных учреждениях, поскольку общество все больше понимает важность поддержки психологического здоровья учащихся.

По ее словам, далеко не все психологи относятся к своей работе с любовью и ответственностью. Многие идут работать в школу, потому что это престижно и просто сидят на своих местах, получая зарплату.

«Родители учеников также задаются вопросом: для чего в школах психологи, если они не выполняют свою работу? Как они работают? Что входит в их обязанности?

А в обязанности школьных психологов должны включаться следующие пункты:

1. Проведение индивидуальных и групповых консультаций с учащимися по вопросам эмоционального благополучия, поведения и учебы.

2. Оценка и поддержка учащихся с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ограниченными возможностями.

3. Помощь учителям и родителям в разработке стратегий для поддержки учащихся с поведенческими или учебными трудностями.

4. Проведение программ по развитию социальных навыков, профилактике насилия и улучшению межличностных отношений.

5. Участие в межшкольных комитетах по здоровью и благополучию учащихся.

Но выполняют ли эти обязанности наши школьные психологи? Скажем так: не все, и не всегда. Кто-то относится к своей работе ответственно, а многие, увы, нет. Отчасти поэтому мы и наблюдаем растущую динамику насилия среди учеников.

Кроме того, во многих поселковых школах нет ни одного психолога. Разве это правильно? Нельзя делать ставку только на городские школы, ведь дети нуждаются в помощи и поддержке профессионалов в любом уголке нашей страны.

Все мы прекрасно осведомлены о том, что происходит в наших школах: кто-то с ножом ходит, кто-то издевается над младшими или же шестеро нападают на одного, демонстрируя агрессию и силу. Некоторые педагоги унижают детей перед всем классом, как в случае с Элиной Гаджиевой, и, кстати, от 20 до 50 процентов учеников подвергаются буллингу ежедневно.

«Разве это правильно в современном обществе? Безопасность и благополучие учащихся должны быть приоритетом для всех школ. Школы должны активно работать над предотвращением случаев насилия, издевательств и буллинга, обеспечивая безопасное и комфортное поле для учеников. Включение школьных психологов и других специалистов в поддержку учащихся и обучение учителей превентивным мерам и методам реагирования на инциденты являются ключевыми шагами в решении этой проблемы. В каждом классе психологи должны проводить факультативы или тренинги, вызывать родителей при надобности и беседовать с ними, проводя т.н. диагностику личности. Кроме того, урок психологии в школах должен стать обязательным, и вести этот урок должен именно профессиональный педагог-психолог. Только так мы сможем справиться с буллингом, и беспределом «дедовщины», которая существует, по сути, в каждом учебном заведении», – сказала психолог.

В свою очередь, психиатр Абдулла Шихлинский на странице ведомственного сайта высказался на этот счет еще более критично, отметив, что психологи в Азербайджане – неприкасаемая каста.

По его словам, не существует закона о психологической помощи, нет надзора за психологами, психологи неподсудны, их деятельность никем не проверяется. Прямо по телевизору, благодаря платной рекламе ставят больным людям диагнозы, назначают и еще выписывают больным лекарственные препараты, дают людям советы медицинского характера, перед экраном телевизора рвут рецепты врачей и настоятельно советуют людям не обращаться к врачам. Одному Богу известно, чем занимаются психологи в частных кабинетах, разбросанных по всему Баку. Школьные же психологи принуждают детей дошкольного возраста приходить на занятия по накачиванию «одаренностью», с помощью которой через год ученик сможет поступить в данную школу, в которой по закону он и так имеет право учиться.

«Школьные психологи в Азербайджане абсолютно далеки от воспитательного процесса, эти люди заняты выполнением сомнительных указаний директоров школ и других вышестоящих начальников. Недопонимания между родителями и учителями, драки между учениками, травля группы учеников усиливаются. А потому я считаю школьных психологов в нашей стране абсолютно инертной, безграмотной и вредной частью образовательной структуры», – резюмировал профессор.

В свете всего сказанного остается открытым вопрос: И не пора ли государству бить в колокола, пересматривать и менять всю систему образования «под корень», так как ныне действующая в стране не дает ни образования, ни воспитания, ни безопасности?

Яна Мадатова

Нет комментариев

Лента новостей

09 Июнь 2025

08 Июнь 2025

07 Июнь 2025

06 Июнь 2025

05 Июнь 2025

Предыдущие новости