Общественно-политическая интернет газета
Minval Politika узнал из достоверных источников новые подробности трагедии, произошедшей с рейсом AZAL 25 декабря 2024 года. В центре внимания - действия российского генерал-майора Александра Толопило, отдавшего приказ на уничтожение воздушной цели, которая в момент атаки не сопровождалась средствами радиолокационного контроля. Дополнительную тревогу вызывают выявленные технические неисправности зенитно-ракетного комплекса "Панцирь-С", а также предпринятые попытки скрыть истинные причины случившегося.
Как передает Oxu.Az, Minval Politika опубликовал поэтапную хронологию событий того дня - от объявления боевых сигналов до роковой ошибки, стоившей жизни пассажирам гражданского самолета и членам экипажа.
В 03:26 25 декабря 2024 года в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, был объявлен сигнал "Беспилотная опасность". Сигнал действовал до 12:00 того же дня.
Оперативный дежурный 4-й гвардейской армии ВВС и ПВО полковник Геннадий Еременко передал информацию об объявлении сигнала "Беспилотная опасность" оперативному дежурному 51-й дивизии ПВО подполковнику Николаю Орлянскому, а также довел ее до:
- оперативного дежурного Южного военного округа подполковника Владимира Яновского;
- оперативного дежурного ЗКП 4-й армии ВВС и ПВО майора Полозова К.В.;
- дежурного Ростовского ситуационного центра капитана Карташова С.А.;
- дежурного Ситуационного центра республик Северного Кавказа лейтенанта Соловьева В.А.;
- дежурного ситуационного центра Ставропольского края младшего сержанта Чистякова А.В.
В целях обеспечения безопасности гражданской авиации в 08:05 был введен сигнал "Ковер" в Республике Северная Осетия - Алания. О введении сигнала подполковник Николай Орлянский доложил полковнику Геннадию Еременко, оперативному дежурному ВКС полковнику Гусеву П.А., а также командиру 51-й дивизии ПВО генерал-майору Александру Толопило.
В 08:12 генерал-майор Александр Толопило принял решение о введении сигнала "Ковер" радиусом 50 км от контрольной точки аэродрома Грозный (Северный) и поставил задачу довести эту информацию:
- подполковнику Николаю Орлянскому - до полковника Геннадия Еременко;
- начальнику отделения (организации взаимодействия с авиацией) майору Галасу Д.В. - до штурмана аэронавигации Ростовского регионального центра Единой системы организации воздушного движения РФ Кузьменко Р.В. (через старшего штурмана группы боевого управления пункта управления 51-й дивизии ПВО капитана Дмитрия Пудовкина).
Примечание: сигнал "Ковер" подразумевает требование немедленной посадки или выхода из соответствующего района всех воздушных судов, находящихся в воздухе, за исключением судов, привлекаемых для борьбы с воздушными нарушителями и выполняющих задачи поиска и спасения.
В период с 07:23 до 09:07 средствами радиолокационной разведки 51-й дивизии ПВО 4-й гвардейской армии ВВС и ПВО сопровождался рейсовый самолет Embraer 190, выполнявший перелёт по маршруту Баку - Грозный.
Согласно материалам, предоставленным руководством 4-й армии ВВС и ПВО, радиолокационное сопровождение с 07:23 до 08:09 было устойчивым: точка обнаружения - азимут 113 градусов, дальность 209 км; точка потери сопровождения - азимут 90 градусов, дальность 10 км.
При снижении и заходе на посадку в аэропорт Грозного, с 08:09 до 08:13, самолет Embraer 190 средствами радиолокационной разведки не сопровождался. Далее, с 08:13 до 09:07, сопровождение вновь стало устойчивым: точка обнаружения - азимут 300 градусов, дальность 2 км; точка потери - азимут 80 градусов, дальность 190 км.
В 08:12 командир боевой машины ЗРПК "Панцирь-С" №274 капитан Дмитрий Паладичук, находившийся на позиции в районе Карпинка (западная окраина Грозного), доложил об обнаружении воздушной цели - предположительно, беспилотного летательного аппарата самолетного типа (азимут 300 градусов, дальность 5.2 км).
В 08:13 капитан Дмитрий Паладичук получил по мобильному телефону от подполковника Николая Орлянского команду от генерал-майора Александра Толопило на уничтожение цели. В результате:
- в 08:13:27 был произведен пуск первой зенитной управляемой ракеты 95Я6;
- в 08:13:48 - пуск второй ракеты 95Я6.
Обе ракеты поразили гражданский самолет Embraer 190.
Впоследствии, по информации Minval Politika, генерал-майор Александр Толопило исказил материалы объективного контроля произведенных выстрелов и дал ложные показания о том, что обе ракеты якобы самоликвидировались и не могли повредить цель. Также, согласно данным издания, Толопило скрыл от следственных органов факт ненадлежащего состояния средств радиолокационной разведки 51-й дивизии ПВО, а также непосредственно боевой машины №274, что привело к ошибочной идентификации гражданского самолёта как беспилотника.
Кроме того, если показания командования 4-й армии ВВС и ПВО и 51-й дивизии ПВО являются достоверными, решение о нанесении удара по ошибочно определенной воздушной цели было принято без учета факта внезапной потери радиолокационного контроля над движением Embraer 190.
Несмотря на выявленные нарушения в действиях командира 51-й дивизии и его подчиненных, приведшие к повреждению и крушению гражданского воздушного судна, со стороны руководства ВКС России и командования 4-й армии ВВС и ПВО были фактически парализованы следственные действия по данному инциденту. Генерал-майор Александр Толопило был поспешно переведён на должность заместителя командующего 11-й армией ВВС и ПВО Восточного военного округа.
26 Июль 2025
25 Июль 2025
КомментарииОставить комментарий