Общественно-политическая интернет газета
История со скандальным заявлением МИД России по поводу Карабаха получила продолжение. Глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов принял новозначенного посла РФ в Азербайджане Михаила Евдокимова и, в числе прочего, как уже сообщал Minval, припомнил ему, что Азербайджан и Россия построили свои отношения на основе приверженности принципам взаимного уважения независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности, в соответствии с Декларацией о союзническом взаимодействии между Азербайджаном и Российской Федерацией, а определение территориальной целостности и суверенитета Азербайджана со ссылкой на позицию армянской стороны не соответствует указанным рамкам.
А несколькими часами ранее в Москве состоялась беседа посла Азербайджана в России Полада Бюльбюльоглы и замминистра иностранных дел РФ Андрея Руденко. Формально это должно было выглядеть как «надувание щек» и приглашение в МИД посла страны, чье внешнеполитическое ведомство отреагировало на хамское заявление российского МИДа не так, как того хотелось Кремлю.
Но в реальности все оказалось не совсем так. Прежде всего, как уже рассказывал Minval, Полад Бюльбюльоглы напомнил Андрею Руденко и о том, как по Лачинской дороге ввозили мины и боеприпасы, и о контрабанде в автомобилях Красного Креста, и о том, как армянские боевики доставляют оружие и боеприпасы под прикрытием миротворцев. И Руденко эту «пилюлю» пришлось глотать.
Более того, Москве в лице замглавы МИДа пришлось давать задний ход. Руденко был вынужден заверять посла Азербайджана, что в заявлении МИД РФ от 15 июля территориальная целостность Азербайджана не ставится под сомнение, его основным направлением являются вопросы обеспечения прав и безопасности армян, проживающих в Карабахском регионе и открытия Лачинского коридора, и подчеркивать: «Сегодня главной целью России является подписание мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, чему российская сторона готова оказать всестороннюю поддержку, включая организацию встреч на своей территории».
Другой вопрос, удалось ли Смоленской площади «затереть» последствия своего же заявления от 15 июля. Относительно которого нет ясности, был ли это «ляп» или же оно задумывалось как «пробный шар», но исполнено оказалось на редкость непрофессионально, вплоть до попыток исказить текст Трехстороннего заявления от 10 ноября. Теоретически Руденко как бы попытался его дезавуировать. Но на практике это скандальное заявление слишком уж четко укладывается в российский realpolitik в Карабахе, чтобы для его нейтрализации хватило одной встречи с послом и одного заявления Андрея Руденко. Особенно если армянские НВФ в Карабахе точно так же никто не торопится разоружать. Да и само заявление вряд ли было этаким «спонтанным ляпом» — скорее ему предназначалось роль даже не «пробного шара», а начальственного окрика. Но не ждали, что сначала получат ответ азербайджанского МИДа, а затем уже в ходе встречи в МИДе посол Азербайджана припомнит российскому замминистра «художества» росмиротворцев, и не только росмиротворцев.
А на нынешнем этапе такое «недодезавуирование» имеет уже другую цену, прежде всего для самой российской дипломатии. Как заверял Полада Бюльбюльоглы в ходе беседы Андрей Руденко, российская сторона подтвердила готовность в ближайшее время организовать в Москве трехстороннюю встречу министров иностранных дел для обсуждения путей выполнения договоренностей на высшем уровне, включая тему согласования мирного договора, с последующим выходом на саммит лидеров России, Азербайджана и Армении в Москве для подписания упомянутого документа. И вряд ли имеет смысл в который уже раз напоминать, насколько сильно Москве хотелось бы перехватить инициативу в посредничестве и добиться того, чтобы мирный договор был подписан именно в Москве, с участием России в качестве гаранта.
Но у российской дипломатии весьма показательный послужной список. На рубеже нулевых и десятых РФ уже вела активные переговоры, предлагала свой план урегулирования, но в Казани в 2011 году на столе оказался не тот документ, который обсуждался на встречах, а новый, причем куда более выгодный Армении. Уже после апрельских боев 2016 года, когда стало очевидным наличие у Азербайджана серьезных военных «козырей», а эксперты впервые констатировали возможность военного решения, Москва, как потом откровенничал замсекретаря Совбеза РФ Рашид Нургалиев и как уже рассказывал Minval, предлагала план, основанный на «хотелках» сепаратистов, где Карабах превращался во второе армянское государство с правом внешних сношений и даже «силами самообороны», плюс под армянским контролем оставались Лачин и Кельбаджар. Наконец, уже после 44-дневной войны на встрече в Сочи, как это потом подтвердил, в частности, посол РФ в Армении Сергей Копыркин, Кремль предложил план, согласно которому, статус Карабаха откладывался на потом. То есть речь вновь шла о заморозке конфликта и сохранения этакой «тикающей бомбы».
И теперь, когда Москва так эмоционально настаивает на своем посредничестве, все эти соображения имеют уже другую цену. Да, в Баку сохраняют конструктивные отношения и с Европой, и с США, и с Россией, не намерены встраиваться в геополитическое соперничество России и Запада и выдвигать условия в стиле «мирный договор будет подписан только в Москве/исключительно в Брюсселе/обязательно в Вашингтоне». Для нас принципиально другое. Это должен быть действительно прочный и долгосрочный мир, а не очередное взрывоопасное перемирие с миной замедленного действия в лице «отложенного статуса Карабаха», «международного механизма безопасности карабахских армян» и т.д.
И вряд ли встреча Руденко и Бюльбюльоглы способна разом «подчистить» всю историю российского посредничества, восстановить кредит доверия и развеять все сомнения в честности Москвы как посредника. Со всеми вытекающими.
А.Шакур
Minval.az
28 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий