Общественно-политическая интернет газета
Одним из главных политических событий недели стал визит временного президента Сирии Ахмада аш-Шараа в Москву. В российской столице он провёл встречи с президентом Владимиром Путиным и представителями сирийской диаспоры в России. В повестке Шараа стояли ключевые вопросы — судьба российских военных баз в Сирии, участие Москвы (а также сирийских бизнесменов) в восстановлении страны, а также будущее Башара Асада и бывших представителей сирийской власти, находящихся в России.
Министр иностранных дел Сирии Асад Шейбани также заявил, что обсуждения по поводу судьбы российских военных баз в Сирии продолжаются.
Однако речь идёт не только о сохранении существующих баз России в Сирии. И Москва, и Дамаск говорят о возвращении России в Сирию в более широком смысле. Дело в том, что российские военные объекты — военно-морская база в Тартусе и авиабаза Хмеймим — продолжают функционировать.
Визит Ахмада аш-Шараа в Москву связан, по сути, с возможным усилением российского военного присутствия в Сирии. Ведь именно Россия обеспечила существование буферной зоны безопасности между Сирией и Израилем.
Во время гражданской войны, начавшейся на фоне «арабской весны», иранские вооружённые группировки, поддерживавшие режим в Дамаске, периодически обстреливали израильскую территорию — район Голанских высот. В ноябре 2017 года в столице Иордании Аммане правительства США, России и Иордании подписали соглашение о создании зоны деэскалации на юге Сирии. Согласно этому соглашению, российские силы были размещены в южных районах страны, в частности в направлении Голан, то есть вдоль израильской границы, а иранские прокси-группы были выведены из этого региона. Благодаря данному соглашению на юге Сирии удалось достичь относительной стабильности и снизить напряжённость.
Однако после свержения Башара Асада и вывода российских войск это соглашение 2017 года фактически утратило силу. Израиль воспользовался образовавшимся вакуумом и занял ряд южных сирийских территорий, включая гору Шейх.
Теперь же власти Ахмада аш-Шараа, на фоне продолжающейся напряжённости с Израилем, добиваются возвращения России в регион и создания новой зоны безопасности на юге. Кроме того, предполагается восстановление российских патрулей на севере страны, что должно предотвратить периодические столкновения между курдами и силами сирийского правительства.
Интересно, что после визита аш-Шараа в Москву израильские СМИ сообщили: Тель-Авив поддерживает присутствие России в южной Сирии, чтобы не допустить изменения геополитического баланса в регионе. Для Израиля этот шаг также выглядит как барьер против расширения влияния Турции в южных районах Сирии.
Возвращение России в Сирию, помимо очевидных экономических выгод для Дамаска — получения дешёвого топлива и зерна, — может способствовать созданию южного «буфера безопасности» и предоставить сирийским властям дополнительные манёвренные возможности на фоне курдского и израильского факторов.
Любопытно, что ряд арабских экспертов пишет о заинтересованности США в возвращении России в Сирию. Это объясняется тем, что через Москву Вашингтон рассчитывает ослабить турецкое доминирование в регионе, а также ограничить усиление иранского фактора.
Тем не менее, тот факт, что менее чем через год после свержения Башара Асада Россия — его главный союзник — возвращается в Сирию, показывает: политические и военные балансы в этой стране пока далеки от окончательного урегулирования, а достижение устойчивой стабильности займёт ещё немало времени.
Кенан Ровшаноглу
Специально для Musavat.com
20 Октябрь 2025
19 Октябрь 2025
18 Октябрь 2025
КомментарииОставить комментарий