Общественно-политическая интернет газета
Того, что готовность Вашингтона предоставить Армении беспрецедентную «подушку безопасности» взорвёт экспертное сообщество и в Баку, и в Ереване, следовало ожидать. Теоретически страны имеет право сами выбирать себе союзников, покровителей и «подопечных».
Но дело не в том, предоставят ли США свою «беспрецедентную подушку безопасности» Еревану «по первому всхлипу» или предпочтут подождать реальных шагов Армении по выходу из-под российского влияния. А в Армении, напомним, заверяют, что не намерены выходить из ОДКБ и ЕАЭС, не пересматривают соглашений, на основе которых границе с Ираном и Турцией охраняют российские пограничники, не пытаются восстанавливать контроль над критической инфраструктурой, которая тоже в российской собственности… Не станем задавать вопросы, потребуют ли американские представители от армянских прекращения помощи России в обходе санкций — а здесь у Армении действительно беспрецедентная роль. Со своими антироссийскими приоритетами пусть США разбираются сами.
Для начала, не припомним такой же активности США в отношении Азербайджана, когда зимой 1994 г. в ответ на подписание нефтяных контрактов участием американский фирм Россия объявила транспортную блокаду Азербайджана. Да и позже, во время попыток Кремля вести «газовые войны» против Украины и Грузии, Вашингтон не особо помогал этим странам. Так с чем же теперь связан нынешний всплеск активности? Армения «более равна, чем все остальные»?
Но самое главное, в перечне компонентов этой самой «беспрецедентной подушки безопасности» есть и такое: «Вооруженные силы Армении будут обеспечены необходимой военной техникой, обмундированием и вооружением…». И вот это уже не может быть безразлично для Азербайджана. Готовы ли США оказать эту поддержку «здесь и сейчас» или Вашингтон будет ждать хотя бы заключения мирного договора между Азербайджаном и Арменией?
Как бы официальные представители Госдепартамента США подчёркивали, что подписания такого договора – в числе приоритетов американской дипломатии в регионе. Но разговоры о приоритетах, похоже, входят в клинч с реальной политикой. И вопрос сегодня стоит ребром. Если США готовы оказывать Армении свою «беспрецедентную поддержку», не дожидаясь внятного, чёткого, не на словах, а на бумаге отказа Еревана от территориальных притязаний к Азербайджану — назвать это недружественным шагом в отношении нашей страны будет слишком мягко. С учётом известного ереванского вероломства – тем более. И уж точно на таком фоне США следовало бы «сбалансировать подходы». Даже в худшие времена 907-й поправки Вашингтон не торопился «включать» в Армении многие программы военного сотрудничества, которые не работали из-за этой поправки в Азербайджане. Так как же понимать планы военной поддержки Еревана теперь?
Нетрудно догадаться, что вопросы могут возникнуть и у Турции. Притязания на шесть восточноанатолийских вилайетов и гору Агры-Даг в Ереване вовсе не сняты с повестки дня. И если теперь Армения, не нормализовала своих отношений с Турцией, ключевой страной НАТО в регионе и опять-таки не признав на бумаге её границ, получит от США столь весомую военную поддержку – это уже удар в спину еще и своему союзнику по Североатлантическому альянсу. Притом что между Вашингтоном и Анкарой и так «искрит» по очень многим вопросам.
Наконец, развёрнутая Вашингтоном кампания по заигрыванию с Ереваном УЖЕ ставит под угрозу всю ту работу, которую западная дипломатия проделала на Южном Кавказе за последнюю четверть века, включая энергетические и логистические проекты, ключевым участником которых был и остается Азербайджан. Тот самый Азербайджан, который не давал повода для столь недружественных действий США и их союзников.
И сегодня азербайджанская общественность вправе услышать разъяснение уже от Вашингтона: что происходит? Намерены ли США сохранять дружественные отношения нашей страной? И да, традиционное «мы не комментируем утечки в СМИ» здесь не сработает.
Нурани, обозреватель
Minval.az
23 Ноябрь 2024
22 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий