Свобода людям, независимость нациям!

Наджаф Айдыноглу: Невозможно контролировать каждый метр ирано-азербайджанской границы

Большая часть продавцов и потребителей наркотиков сконцентрирована в Ясамальском и Сураханском районах Баку. Почти половина изъятых в прошлом году из оборота наркотических средств и психотропных веществ по линии МВД Азербайджана, распространялась онлайн, через темную сеть. Об этом в интервью Minval.az заявил начальник подразделения дознания Главного управления по борьбе с наркотиками МВД Азербайджана, капитан полиции Наджаф Айдыноглу.

Прежде чем перейдем к самому интервью хотелось бы отметить, что в Азербайджане из года в год растет объем незаконного оборота наркотических средств. Об этом в свое время даже заявил министр внутренних дел, генерал-полковник полиции Вилаят Эйвазов, который отметил необходимость усиления борьбы с этим злом и призвал консолидировать для этой цели всю общественность.   

Торговля наркотиками – латентное преступление. Трудно представить реальные масштабы наркомании и распространения «белой смерти» по республике. Но даже официальных данных, предоставленных МВД, достаточно для того, чтобы понять, насколько близко к нам подкралось зло. Если раньше мы могли отгородить своих близких от общения с сомнительными типами и криминальными элементами, то сейчас это сделать очень сложно. Потому что с момента появления интернета, темной сети — даркнет (DarkNet), социальных сетей появились и идеи использования их для торговли запрещенными веществами, и это не только наркотики. А опасность киберпреступности в том, что она не имеет границ, и способна проникнуть в любую точку миру, где есть интернет, в любой дом, где есть мобильный телефон и гаджеты. Ни одно государство не в состоянии полностью контролировать потоки информации в сети, разве что отключить интернет. Именно поэтому, как и в обычном наркобизнесе, в нелегальной онлайн-торговле идет война за доминирование на рынке.

Особенностью такой наркоторговли через интернет является то, что между конечным потребителем и наркотиком исчезает такое звено как “уличный дистрибьютор” (наркодилер). Процесс становится обезличенным, роль человека в торговле наркотиками становится все меньше. Это приводит к тому, что более крупные торговцы наркотиками и поставщики больше отдаляются от конечного потребителя, что делает их более анонимными. В результате крупный наркобарон оказывается практически неуязвим перед международными спецслужбами и национальными органами по борьбе с наркотиками и т. д.

Несмотря на то, что в транзитных странах, в том числе в Азербайджане, сейчас проводится активная политика борьбы с наркотрафиком это не приводит к существенному снижению объемов поставок наркотиков. Наркотрафик быстро адаптируется к меняющимся условиям, находя новые маршруты в обход старым.

— Как отмечали ранее специалисты МВД, территория Азербайджана задействована в 38 маршрутах поставок и сбыта наркотиков по всему миру. С некоторых пор афганские наркодельцы, помимо использования традиционных маршрутов — балканского, северного (через страны Центральной Азии и Россию) и южного (через Пакистан и Индию), стали активно осваивать африканский.

— В целом объем мировой торговли в год составляет примерно 400 млрд долларов (сюда входит и оборот теневых рынков), и приблизительно 20% этого оборота приходится на долю наркотиков. Как и во всем мире, в Азербайджане наркоторговля оказывает негативное влияние. Азербайджан представляет для производителей наркотиков особый интерес с географической точки зрения, так как находится на границе Европы и Азии.

Есть три основных маршрута для контрабанды наркотиков — балканский, северный и южный. Из Афганистана и Ирана наркотики транспортируются через Турцию в Европу, северный маршрут пролегает через территорию Азербайджана, ранее сюда входила и территория Карабаха, оккупированная армянами. Там были созданы наркотические плантации. Оттуда и из Ирана наркотики переправлялись в Европу. После освобождения Азербайджаном Карабаха наркодилеры стали искать новые маршруты. В настоящее время они проходят через южную часть Азербайджана – Ярдымлы, Астара, Джалилабад, граничащую с Ираном. Наркодилеры провозят наркотики, минуя таможенные посты. Однако только малая часть ввозимых наркотиков оседают и реализуются в Азербайджане, основная часть переправляется транзитом через нашу страну в Европу. Потому что в Европе торговля наркотиками приносит больше дохода, чем здесь.

Некоторые утверждают, что якобы в Азербайджане производятся наркотики. Но нами пока не выявлен ни один факт производства в стране наркотиков. У нас нет таких цехов и лабораторий. Я это заявляю со всей ответственностью. Большая часть наркотиков идет к нам из Ирана контрабандным путем.

— Какую часть этих наркотиков составляют афганские опиаты?

— Из Афганистана в Иран идет первоначальное сырье, в иранских лабораториях, в Тегеране и в других точках производятся наркотические средства. Больше всего из оборота изымается сильнодействующий наркотик — героин. Некоторые называют его «кокосом». Кристаллический метамфетамин – относительно новый наркотик, он был синтезирован в 1919 году, а впервые был обнаружен правоохранителями в 1985 году. Это вещество вводит человека в эйфорию, вызывает галлюцинации, то есть, оказывает сильное физическое и психическое воздействие, влечет за собой сильную зависимость.

Хочу отметить новый вид наркотиков, который выявлен на территории Азербайджана недавно – это курительные смеси «Банзай», содержащие синтетические каннабиноиды. Данные «миксы» уже давно в широком обороте в России и других странах, но у нас появились последние три года. Многие думают, что это просто миксы растительного происхождения, но это не так. Спайс — разновидность травяной смеси, в состав которой входят синтетические вещества и обыкновенные травы. Синтетические вещества (или синтетический каннабис) в 5-6 раз вреднее натурального тетрагидроканнабинола, входящего в состав марихуаны. В настоящее время их имеется несколько групп и в каждой группе до нескольких сотен препаратов.

Есть еще метаквалон, тоже смесь марихуаны с другими веществами (снотворное средство класса хиназолинонов, запрещёно к применению). Этот препарат больше всего употребляется завсегдатаями ночных клубов и обладает таким же сильным действием, как марихуана. Редко встречается кокаин – он распространен в Южной Америке, оттуда транспортируется в Европу и Турцию.

То, что наркотики стали дешевле на «черном рынке», способствовало увеличению объемов мировых продаж.

-В Азербайджан наркотики в основном поставляются через Иран. Неужели нельзя контролировать каждый метр ирано-азербайджанской границы?

— Физически невозможно контролировать каждый метр ирано-азербайджанской границы. Возьмем, к примеру, США — это страна с сильной военной базой, на границе с Мексикой построен забор высотой четыре метра и глубиной четыре метра, чтобы преступники не смогли прорыть тоннель. И каждый метр границы контролируется, как вы сказали. Но сейчас в Америке наркотиков больше, чем было когда-либо. Азербайджан – развитая, хорошо оснащенная страна и с точки зрения техники, и с точки зрения борьбы с наркотиками. Но проблема в том, что спрос рождает предложение. Если не будет спроса, не будет и торговли. Поэтому наша цель не только выявлять лиц, распространяющих наркотики, но и просвещать население о вреде, лечить потребляющих наркотики и интегрировать их в общество.

Мы постоянно проводим пропаганду против наркотиков, ведем просветительскую работу среди населения. Но это латентное преступление, его сложно выявлять. В своей практике мы сталкивались со случаями, когда мужчины хранили наркотики в детской кроватке, среди вещей жены, в подвалах своего дома. Среди задержанных есть даже такие, у которых три высших образования, они продают, но сами не принимают наркотики. Все это делается с одной целью — заработать денег.

Никто в Азербайджане не застрахован от наркотиков. Это зло проникает как в жилища бедных, так и в дома богатых.

— Число задержанных за наркотики растет, растет и число заключенных колоний. Приведите, пожалуйста, статистику.

— Только за 2022 год по линии МВД к ответственности за причастность к преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, привлечено 8535 человек. По сравнению с предыдущим годом, это больше на 2144 человека. Среди задержанных 13 малолетних и 229 женщин (число женщин растет из-за соцсетей, где их обманом заманивают наркоторговцы, обещая вознаграждение). В целом у них изъято 3 тонны 753 кг наркотиков и психотропных средств, а также 200 тонн конопли.

Что касается заключенных колоний, мест в пенитенциарных учреждениях достаточно. Если лицо представляет общественную опасность, то он не может и не должен оставаться на свободе.

— Есть ли у вас статданные относительно объема наркотиков, распространяемых путем онлайн-продажи?

— Наркоторговцы широко используют онлайн-торговлю, потому как, вы знаете, сохраняется анонимность и можно с минимальным риском приобрести наркотик. Конечно, сложно выявлять киберпреступников, но наши специалисты справляются. В прошлом году полиция изъяла из незаконного оборота 1 тонну 500 кг наркотиков и психотропных веществ, распространяемых путем онлайн-продаж. Это почти половина общего объема изъятых наркотиков.

— Как за последние годы изменилась криминальная карта в сфере незаконного оборота наркотиков?

— В первую очередь я бы хотел отметить столицу: здесь больше всего торговцев и потребителей наркотиков сконцентрировано в Ясамальском и Сураханском районах. То же самое можно сказать об Абшеронском районе и Сумгайыте. В районах: Лянкяранский отличается от остальных большим числом потребителей наркотиков, в Ярдымлы и Астаре много контрабандистов, потому что районы граничат с Ираном. Здесь борьба с наркодилерами ведется совместно с Государственной пограничной службой.

Хочу отметить еще одну любопытную деталь: если раньше наркокурьеры действовали в одиночку, то теперь они «работают» сообща, создают целые группы. Так, за 2022 год нами обезврежены 153 группировки из 375 человек.

Рамелла Ибрагимхалилова  

Minval.az

Нет комментариев

Лента новостей

24 Сентябрь 2024

Предыдущие новости