Свобода людям, независимость нациям!

Может ли Армения получить французские Rafale в ответ на покупку Азербайджаном истребителей JF-17?

 

Власти Пакистана официально подтвердили поставку Азербайджану дополнительной партии многоцелевых истребителей JF-17 Thunder Block III. Согласно информации из Исламабада, речь идет о 24 самолетах, приобретаемых сверх ранее заказанных 16 единиц. Таким образом, общая численность JF-17 в составе ВВС Азербайджана достигнет 40 самолетов. Объем сделки оценивается в 4,6 миллиарда долларов, причем первая партия должна быть поставлена еще до конца текущего года.

Аналитик Forbes Пол Иддон подчеркивает, что эта закупка коренным образом меняет военно-воздушный баланс на Южном Кавказе. По его оценке, приобретение Азербайджаном современных истребителей JF-17C Block III вызывает в Ереване обоснованную обеспокоенность.

JF-17C Block III оснащены современными радарами с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), улучшенными системами навигации, управления вооружением и средствами радиоэлектронной борьбы. Несмотря на определённые ограничения, в частности, отсутствие малозаметности, характерной для истребителей пятого поколения, эти машины представляют собой высокоэффективный и экономически оправданный инструмент обновления парка азербайджанских ВВС.

Приобретение Азербайджаном современных истребителей JF-17C Block III вызывает в Ереване обоснованную обеспокоенность, ибо эта закупка коренным образом меняет военно-воздушный баланс на Южном Кавказе

Как отмечает Сэм Лихтенштейн, директор по аналитике консалтинговой группы RANE, ключевым преимуществом JF-17 является их стоимость, которая существенно ниже западных и российских аналогов. Что позволяет Азербайджану провести масштабную модернизацию авиационного парка и снизить зависимость от России, чья оборонная промышленность с 2022 года испытывает системные перебои из-за санкционного давления.

JF-17 также полностью совместимы с уже имеющимися у Азербайджана турецкими платформами и системами вооружения, включая высокоточные боеприпасы, системы связи и авиационные подвески. Такое технологическое взаимодействие усиливает межоперабельность в рамках азербайджано-турецкого военного союза.

Стоит учитывать, что Азербайджан не планирует немедленный отказ от парка советских истребителей МиГ-29 и штурмовиков Су-25. Последние прошли капитальную модернизацию в сотрудничестве с Турцией и получили возможность применения крылатых ракет SOM и иных высокоточных средств поражения. Таким образом, сочетание 40 новых JF-17 с модернизированными Су-25 и МиГ-29 формирует у Азербайджана боеспособный, многоуровневый истребительно-штурмовой компонент.

К тому же, Азербайджан не планирует немедленный отказ от парка советских истребителей МиГ-29 и штурмовиков Су-25

На этом фоне воздушные силы Армении выглядят предельно уязвимыми. Попытка создать боевую авиацию была предпринята еще в 2019 году, когда Армения закупила у России четыре истребителя Су-30СМ. Планировалась покупка двенадцати машин, однако из-за бюджетных ограничений на вооружении остались лишь четыре. Су-30СМ, не оснащённые ракетным вооружением «воздух–воздух» дальнего радиуса, не сыграли сколько-нибудь значимой роли ни в ходе Второй Карабахской войны, ни в последующих вооружённых инцидентах.

В условиях, когда Азербайджан получает 40 JF-17, а также сохраняет на вооружении боевые беспилотники израильского и турецкого производства, его численное и технологическое превосходство над Арменией становится подавляющим. Как справедливо замечает Лихтенштейн, это лишь усугубляет и без того невыгодное стратегическое положение Еревана.

Хотя в текущих условиях вероятность масштабных боевых действий между Азербайджаном и Арменией оценивается как низкая, отсутствие полноценного мирного соглашения, а также конституционные препятствия в Армении для его подписания (в частности, связанные с положениями о Карабахе) сохраняют риск эскалации. Баку требует конституционной реформы в Ереване в качестве предварительного условия заключения мира. Однако реализация подобных изменений возможна не раньше 2026 года.

Ереван не располагает бюджетными ресурсами, необходимыми для приобретения хотя бы одной эскадрильи французских истребителей

В этих условиях Армения делает ставку на развитие военно-политического взаимодействия с Францией, Индией и Ираном. Одновременно Ереван предпринимает осторожные шаги по нормализации отношений с Россией, от поставок которой ранее зависел почти весь армянский военный арсенал. Согласно данным SIPRI, в период с 2011 по 2020 годы на долю Москвы приходилось 94 процента всего армянского импорта вооружений. К 2024 году этот показатель сократился до менее 10 процентов, что свидетельствует о стремлении Армении к диверсификации поставщиков.

Россия объясняет срыв поставок оружия в Армению необходимостью обеспечения собственных войск в связи с войной в Украине. В то же время Москва выражает открытое недовольство углубляющимся военно-техническим сотрудничеством Армении и Франции. Глава МИД России Сергей Лавров прямо заявил, что сближение Еревана с Парижем «вызывает вопросы».

Франция, в свою очередь, уже поставила Армении самоходные гаубицы Caesar, вызвавшие резкую реакцию со стороны как Баку, так и Москвы. На этом фоне возникает вопрос: возможна ли продажа Армении многоцелевых французских истребителей Dassault Rafale в качестве ответной меры на закупку Баку JF-17?

С технической точки зрения Rafale представляет собой истребитель поколения 4++, обладающий многорежимным радаром, современной авионикой, средствами радиоэлектронного подавления и высокой боевой нагрузкой. Однако стоимость одного истребителя Rafale в базовой конфигурации составляет от 100 до 120 миллионов долларов. Когда Индия в 2022 году заказала 26 палубных Rafale-M, цена составила 218,6 миллиона евро за единицу — с учетом боекомплекта, технической поддержки и сопутствующей инфраструктуры.

Для Франции поставка Rafale в Армению представляла бы, скорее, политический жест, нежели рациональное военно-экономическое решение. Ереван не располагает бюджетными ресурсами, необходимыми для приобретения хотя бы одной эскадрильи. Кроме того, поставка столь дорогих машин потребует создания полноценной инфраструктуры, включая обучение персонала, системы связи, вооружения и сервисных центров.

Для Франции поставка Rafale в Армению представляла бы, скорее, политический жест, нежели рациональное военно-экономическое решение

С учетом этих факторов аналитики склоняются к тому, что наиболее реалистичным направлением для Армении остаётся сотрудничество с Индией. Речь идет о поставке истребителей Су-30МКИ — глубоко модернизированной версии Су-30, производимой индийской корпорацией HAL по российской лицензии. Армения уже заключила с Индией несколько крупных контрактов, включая закупку систем ПВО, РСЗО и дальнобойных ракет.

Кроме того, Индия может предложить услуги по модернизации уже имеющихся у Армении Су-30СМ с целью повышения их совместимости с индийскими системами вооружения. По мнению Лихтенштейна, Дели заинтересован в укреплении обороноспособности Армении как элементе противодействия Пакистану — главному стратегическому партнеру Азербайджана.

Вероятнее всего, Ереван будет стремиться к усилению системы ПВО за счет закупок из Индии, Ирана и других партнеров, обладающих компетенциями в данной области.

В завершении следует отметить, что, несмотря на активные дипломатические усилия, достижение в ближайшей перспективе структурного военного паритет между Арменией и Азербайджаном практически недостижимо. Даже при поддержке Франции или Индии Армения не в состоянии нивелировать технологическое, количественное и финансовое превосходство Азербайджана. Возможная покупка Rafale — политически громкий, но экономически и оперативно нереалистичный сценарий, не способный изменить общий военный расклад.

Оригинал статьи по ссылке.

Фархад Мамедов, автор haqqin.az

Нет комментариев

Лента новостей

29 Июнь 2025

28 Июнь 2025

27 Июнь 2025

26 Июнь 2025

Предыдущие новости