Свобода людям, независимость нациям!

Махмут Ярдымджиоглу: Зангезурский коридор — путь к освобождению Армении

Зангезурский коридор должен быть завершен в течение ближайших двух лет, независимо от обстоятельств. Об этом в эксклюзивном интервью Minval.az заявил турецкий политолог, директор Института исследований Западной Азии, доктор Махмут Ярдымджиоглу.

— В какой срок планируется завершить реализацию Зангезурского коридора?

— Мы намерены реализовать Зангезурский коридор любыми возможными средствами. Этот коридор, в отличие от «Пути специй» или Шелкового пути, станет крупнейшей в мире «дорогой к богатству». Зангезурский коридор должен быть завершен в течение ближайших двух лет, независимо от обстоятельств. Все необходимые шаги должны быть предприняты без задержек. При необходимости армянский лидер должен снова быть вызван в Анкару, с ним нужно провести переговоры и объяснить, что Зангезурский коридор — это не только геополитический, но и экономический путь к освобождению Армении.

Коридоры, созданные другими государствами, не могут привести к долгожданному миру и процветанию. Мы должны сосредоточиться на реализации собственного коридора и восстановлении этой важной транспортной артерии. Когда этот проект будет завершён, мир увидит, как Европа, оказавшаяся в изоляции, будет вынуждена обратиться к нам.

— Какие перспективы открываются перед Азербайджаном в рамках D-8 после его официального вступления?

— Организация D-8, основанная в июне 1997 года и официально заявленная миру Стамбульской декларацией, была создана как альтернатива существующему мировому порядку. В основе её принципов лежат универсальные и гуманитарные ценности, такие как мир вместо войны, диалог вместо конфликта, справедливость вместо двойных стандартов, равенство вместо превосходства, справедливый порядок вместо эксплуатации, а также защита прав человека, свободы и демократии, противоположных угнетению и господству.

В конце 2024 года Азербайджан преобразовал Исламскую восьмерку в новый формат D-9, что стало значимым достижением международного масштаба. Президент Ильхам Алиев подчеркнул важность этого события, отметив, что, несмотря на существование около 60 исламских стран, Азербайджан был выбран новым членом D-9, что является не только большим достижением, но и большой ответственностью. Вступление в D-9 открывает для Баку новые возможности для участия в международной организации, в которой Турция играет ключевую роль. Это также способствует укреплению азербайджано-турецких связей и повышению влияния Азербайджана на мировой арене.

Участие Азербайджана в данной организации придаст дополнительную ценность обеим странам. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отметил: «С вступлением Азербайджана, который добился значительных успехов за последние годы, мы становимся сильнее, чем были вчера». Кроме официального членства, присутствие Азербайджана рядом с Турцией в этом альянсе добавит ценности и усилит позиции обеих стран.

— Какова стратегическая важность Южного Кавказа в контексте текущей мировой политической ситуации?

— После войны в Украине Южный Кавказ является по крайней мере таким же важным стратегическим звеном, как Кипр, как Море островов, как Восточное Средиземноморье и как Черное море. Регион, состоящий из Азербайджана, Армении и Грузии, в настоящее время является ареной серьезного глобального армрестлинга в рамках этой войны.

— Как вы оцениваете растущее влияние Трансатлантического альянса на Южном Кавказе? Какие цели преследуют ЕС и США в этом регионе?

— Трансатлантический альянс, включающий Европейский Союз и Соединенные Штаты, активно расширяет свое влияние на Южном Кавказе с целью устранения российского присутствия в регионе, а также противодействия иранскому влиянию и контроля над альянсом Турции и Азербайджана. Однако у западных держав возникают серьезные проблемы в реализации этой стратегии.

Например, Турецко-Азербайджанский альянс, который был укреплен Шушинской декларацией, заключенной между Турцией и Азербайджаном, стал важным регулятором политической ситуации в регионе. Также стоит отметить, что Иран активно разрабатывает свою стратегию, особенно через Армению. Одновременно Иран откровенно заявляет о своем союзе с Россией в контексте войны в Украине. Особое внимание следует уделить российскому военному присутствию в регионе, которое, по всей вероятности, останется на Южном Кавказе до конца 2025 года, с намерением сохранить свое присутствие и после этого в рамках нелегитимной администрации с центром в Ханкенди. Кроме того, российские войска также находятся на территории Армении.

— Каковы особенности отношений между Азербайджаном, Турцией и Грузией, и как они влияют на региональную политическую ситуацию?

— Запад сегодня ощущает, что получил значительное преимущество над Россией, которая, похоже, увязла в войне в Украине. В целом, это справедливо, однако существует один важный момент, который Запад упустил. Альянс между Азербайджаном и Турцией, а также добрососедские отношения и единство между Турцией и Грузией становятся ключевым фактором, определяющим будущее региона. Турция в данном контексте играет центральную роль, поскольку отношения между Турцией и Грузией приобрели характер идентичности, при которой границы между странами практически исчезают, а Грузия глубоко интегрирована в турецкую экономику. Основной проблемой остается Армения. Европа не готова передавать Армению ни Ирану, ни России, ни кому-либо еще.

— Что представляет собой китайский проект «Один пояс, один путь» и какие регионы он охватывает?

— Любая транспортная артерия, которая не включает Зангезурский коридор или не проходит через Баку, не может считаться турецким маршрутом. Около десяти лет назад Китай запустил амбициозный глобальный экономический проект, охватывающий 149 стран, названный «Один пояс, один путь». Этот проект включает в себя Центральную и Западную Азию, Европу, Латинскую Америку, порты, железные дороги и автомагистрали — настоящий масштабный интеграционный проект. Особенно активно к этому проекту присоединились страны Центральной Азии, проявившие значительный интерес и получившие финансирование для строительства инфраструктуры. Однако позднее стало очевидно, что некоторые страны оказались в значительных долгах, которые Китай использовал для увеличения своего влияния и контроля. Одним из государств, оказавшихся под контролем, стал Пакистан.

— Как изменилось восприятие НАТО угроз в последние пять лет, и какие страны стали главными целями в стратегическом плане?

— Ситуация стала особенно напряженной в последние пять лет, когда НАТО, воспринимая Россию как главную угрозу и Китай — как растущую, включило эти вопросы в свою стратегию на всех саммитах. В рамках новых геополитических поисков Индия, которая в годы Холодной войны была флагманом движения неприсоединения, неожиданно повернула свою внешнюю политику на Запад. В результате появился союз Японии, Индии, США и Австралии, а позже были сформированы тройственные и четвертные альянсы, включая союзы Японии, Кореи и США, Индии, Израиля, США и Объединенных Арабских Эмиратов. В 2017 году Греция, представляемая администрацией греков-киприотов, вступила в контакт с израильским альянсом. На фоне этих изменений появляется новая инициатива — «Путь специй», объединяющая Индию, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Иорданию, Израиль и Грецию, представленную на саммите G-20.

Нет комментариев

Лента новостей

21 Январь 2025

Предыдущие новости