Общественно-политическая интернет газета
До распада западноевропейских держав европейские метрополии тем или иным образом были связаны с поставками оружия в свои колониальные владения (вооружения колониальных гарнизонов, оснащения местной полиции). Страны, которые обретают независимость, всегда стараются укрепить свой суверенитет от всяких посягательств экс-метрополий. Первые шаги на пути укрепления суверенитета страны – это разрыв экспортно-импортных экономических связей, в особенности области вооружений. Индия и Пакистан в середине XX века, Марокко и Алжир в 60-е годы отказались покупать вооружение из стран, от которых они получили независимость. Первые годы независимости нашей республики руководство страны довольно скептически относилось к покупкам вооружения из России. Приоритетным направлением для нас на первых порах были Украина, Беларусь, Турция, даже Иран выглядел куда более привлекательным, чем Россия. На данном этапе важно заметить, что страны, которые ведут независимую политику, стараются диверсифицировать свои поставки, чтобы не попасть в зависимое положение от страны-экспортера.
Торговля оружием кардинально отличается от торговли другими товарами тем, что всегда имеет под собой политическую подоплеку. Причем это происходит с обеих сторон: и со стороны страны-поставщика, и со стороны покупателя. Акт продажи оружия говорит об особом политическом предпочтении. При покупке военного самолета страна-импортер покупает у поставщика линию по эксплуатации комплектующих данного самолета, а в вопросе военной безопасности это допустимо при условии, что страна-экспортер находится на уровне стратегического партнера и союзника.
В начале 90-х годов, после развала СССР, 99 % поставляемого в Армению оружия было российским. За вторую декаду независимости Армении страна смогла лишь на 6 % снизить зависимость от российского вооружения. Республика, которая была в состоянии войны с соседней страной, была полностью зависима от российского вооружения. Причем поставлялось оружие на безвозмездной основе или на основе кредитования.
Во время 44-дневной войны 2020 года одной из основных задач было закрытие воздушного пространства соседних государств, сопредельных с Арменией. Это мера была предпринята для предотвращения поставок вооружений в Армению. Президент Ильхам Алиев в одном из интервью поблагодарил Грузию и Иран за недопущение вооружений в Армению, и непосредственно к бандформированиям, орудующим в Карабахском экономическом регионе.
Понимание уязвимой стороны – зависимость от непрерывных поставок вооружений из РФ в Армению серьезно повлияло на исход войны. За короткий промежуток времени Армения попала в затруднительное положение, прозвучали упреки в сторону России в связи с перебоями поставок оружия. Необоснованными были и обвинения, адресованные нынешнему руководству Армении за провал в войне, так как политика закладки полной зависимости от российской оборонки была заложена в далеких 90-х и продолжалась в течение 30 лет.
Армения после поражение в 44-дневной войне стала пересматривать свои тесные взаимоотношения c Россией. Конечно, выводы, сделанные после 44-дневной войны официальными лицами Армении, были таковы, что поставляемое российское вооружение не отвечает современным военно-техническим стандартам, тем самым нужно перевооружить армию в срочном порядке. Первое устремление Армении было в сторону Индии. Оружия было куплено на 244 млн долларов. Индия сегодня расширяет свой военный бюджет ввиду сложных отношений с соседними странами – Пакистан и Китай. Официальные лица этой страны не раз заявляли о перебоях в военных поставках из России. Следует ли ожидать дальнейшего развития в военной сфере между этими двумя странами при такой неоднозначной ситуации в самой Индии?
Далее, Армения начала заключать подобные договоры с Францией. Франция занимает традиционно одно из лидирующих мест в мире среди стран-экспортеров оружия. В 2017–21 годах доля Франции в мировом объеме экспорта вооружений составляла 11%. Франция оказалась третьим по величине экспортером оружия в 2017–21 гг. В 2017–21 гг. объем французского экспорта увеличился на 59% по сравнению с 2012–16, на период с 2016 по 2021 год – на 72 %.
Ввиду такого роста Франция наращивает свое присутствие в приоритетных для нее странах. За последние годы Индия и Франция заключили множество договоров в области обороны, информационно-цифровой безопасности, а также осуществляются совместные военные учения. Взаимоотношения этих двух стран на уровне союзнических. Индия – одна из лидирующих стран в мире по затратам в оборонной сфере, а также один из лидеров среди импортеров вооружения. Франция имеет соответствующие возможности для осуществления одной из основных целей Индии в вопросе военной промышленности – создать конструкторскую, исследовательскую базу для дальнейшего производства оружия в этой стране. Франция продает Индии практически все виды военной техники, а также предложила услуги по модернизации индийских военных предприятий. Обстоятельства так сложились, что партнерские отношения Франции и Индии носят долгосрочный характер. Эти страны изъявили желание построить совместные военные заводы. В июле этого года при встрече Макрона и Моди заявления такого характера были сделаны.
Для Индии постройка военных заводов на своей территории является приоритетом. Моди во время своего избрания премьер-министром страны провозгласил стратегическое развитие страны – “Делай в Индии’. Суть этой программы заключается в том, чтобы развить индийскую промышленность. Оборонной промышленности в этой программе отведена очень важная роль. Естественно, оружие, сделанное на этих заводах, также будут продаваться в Армению. Франция, которая взяла уже частичное обязательство по модернизации индийской промышленности, будет также стимулировать поставки вооружений из Индии, тем самым замыкая на себе продажи вооружения в Армению. Франция полностью имеет возможность заменить Россию по поставкам военной техники в Армению. В результате Армению это приведет к повторной зависимости в поставках вооружения от третьей страны, как это было в начале 90-х и продолжалось около 30 лет.
Армения вновь наступает на те же грабли, не исходит из своих национальных интересов, ставя государство снова в зависимое положение от поставок третьей страны. Правительства, которые сменялись на протяжении 30 лет, не имеют четкого представления о том, как нужно строить суверенное государство. Эта страна забывает самое главное – нет безопасности вне региона: ни Франция, которая в силу своих интересов лишь усугубила ситуацию во время грузино-российского конфликта, ни Индия, которая имеет целый букет конфликтов как территориального, так и этноконфессионального характера на своей территории, не выступят гарантом безопасности для Армении.
Пора понять, что не существует мира вне региона. Безопасность для страны – это интегрирование в экономические, политические и культурные проекты. Уверенность в завтрашнем дне – это ни французские и ни индийские поставки вооружений. Пора бы соседям избавиться от комплекса колонии – поиска зонтика метрополии. Уверенность в завтрашнем дне определяется сближением интересов народов, населяющих данный регион. Пора бы это понять.
Зия Рагимов
Minval.az
24 Ноябрь 2024
23 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий