Свобода людям, независимость нациям!

«Китайская стратегия» НАТО повышает роль Турции

В новую стратегическую концепцию НАТО впервые будет включён Китай — такое заявление сделал перед журналистами генсек НАТО Йенс Столтенберг накануне встречи глав МИД стран Североатлантического альянса. По словам главы блока, НАТО расширит сотрудничество с партнерами в Азии из-за отказа Китая осудить вторжение РФ в Украину.

Понятно, что волнует НАТО не только отказ Пекина осудить российское вторжение. Тем более что однозначной поддержки от КНР Россия тоже не получила. Рост влияния и политического «веса» Китая заметен сегодня невооружённым глазом. Конечно, в запуске своих «тайконавтов», развитии сети скоростных железных дорог и т.д. трудно усмотреть криминал. Но, во-первых, Китай строит не только дороги, но и печально известные «исправительные лагеря» для уйгуров, а «строительные программы» в городах Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая сопровождаются массовым переселением туда этнических китайцев, то есть «ханьцев». Во-вторых, КНР весьма активно, если не сказать агрессивно, продвигает свои интересы за рубежом, причем это не только «родная» для него Азия, а еще и Африка и даже европейская Арктика. Причем в той же Мьянме «родственный» КНР режим уже устраивает геноцид мусульман-рохинджа. И, наконец, Китай, едва обозначив свои претензии на статус сверхдержавы, уже «разогревает» многочисленные территориальные конфликты, которые считались надежно «замороженными» — и с Японией, и с Кореей, и с Вьетнамом. Медленно, но отчетливо растёт напряженность в Южно-Китайском море, где Китай в районе архипелага Спратли заметно расширяет зону территориальных вод и строит военные аэродромы. До последнего времени Китай в лучшем случае считался «головной болью» для США. Но теперь ситуация меняется. Еще в сентябре 2021 года был создан альянс Великобритании, США и Австралии, который в Пекине тут же восприняли «на свой счет» и поторопились назвать «азиатским НАТО». Но теперь уже расширение сотрудничества с азиатскими странами декларирует Североатлантический альянс. Не особо скрывая, что дружить предстоит против Пекина.

Конечно, здесь в первую очередь можно вспомнить Японию, которая уже активно сотрудничает с США, и Южную Корею, где находятся американские войска. Не исключено, что в поле зрения НАТО окажется даже Вьетнам. Там, конечно, прекрасно помнят и антиколониальную войну с Францией, и боевые действия с США, но и короткий конфликт с Китаем из истории и памяти тоже не вычеркнуть. К тому же США и Франция сейчас вряд ли станут воевать с Вьетнамом, а Китай совсем рядом. Можно долго гадать, какие формы может принять сотрудничество с Тайванем.

Но вряд ли в НАТО упустят из внимания северные границы Китая — те самые, которые приходятся на страны Центральной Азии. Тем более что именно от этого региона у НАТО есть свой «ключ» — Турция.

Анкара, как уже не раз указывалось, стремительно и уверенно укрепляет свои позиции в тюркоязычных странах к востоку от Каспия. «Сбить волну» не удалось даже после высадки в Казахстане миротворцев ОДКБ — сегодня власти этой страны отказываются и признать «ЛДНР», и поддержать российскую «спецоперацию» в Украине, и даже помочь России обходить санкции. Успешно развивает сотрудничество с Турцией Кыргызстан. Неделю назад президент Турции Эрдоган побывал с визитом в Узбекистане. И самое главное, у Турции есть «логистический коридор» в Центральную Азию, не контролируемый ни Россией, ни Ираном — через территорию Грузии и Азербайджана, а далее по Каспийскому морю.

Здесь можно, конечно, долго дискутировать, что у стран региона свои связи и отношения с Китаем, и насколько там рискнут дружить с НАТО против Москвы и Пекина одновременно — это большой вопрос. Но нет сомнений, что «китайская стратегия» НАТО объективно повышает роль Турции в Североатлантическом альянсе. Более того, возрастёт и внимание НАТО к Азербайджану. Тем более что Баку уже обсуждает с руководством НАТО постконфликтное урегулирование в Карабахе, где ранее политического присутствия Североатлантического альянса не было вообще.

А это значит, что новая «китайская стратегия» НАТО окажет самое непосредственное влияние на Южный Кавказ. Где ситуация опять «сдвигается» не в пользу «подсанкционной» России и ее побитого «форпоста».

Нурани, обозреватель Minval.az

Нет комментариев

Лента новостей

29 Сентябрь 2024

28 Сентябрь 2024

Предыдущие новости