Свобода людям, независимость нациям!

Как повлияют конституционные реформы в Казахстане на отношения с Азербайджаном?

В Казахстане, как уже рассказывал Minval.az, завершился общенациональный референдум. В голосовании приняли участие 68% граждан Республики Казахстан, имеющих право голоса, поправки поддержали 77,18%, против проголосовали 18,66%. Поправки — а их всего 56 к 33 статьям конституции Казахстана — еще формально не вступили в силу, но теперь это не более чем вопрос времени.

Основное содержание поправок, конечно, внутриполитическое. Да и сам референдум провластные СМИ трактуют как «вотум доверия» президенту и как старт «второй республики». Конституцию переписали практически на треть. Согласно новым поправкам, в Казахстане появится институт омбудсмена — уполномоченного по правам человека. Меняется порядок назначения акимов — глав местных властей: если раньше их прямо назначал президент, то теперь глава государства представляет минимум две кандидатуры, из которых уже главу местных властей будут избирать депутаты. Но в центре внимания многих экспертов — другое: первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев лишен титула «елбасы», его ближайшим родственникам прямо запрещено занимать посты в госструктурах и квазигосударственных органах. Сам бывший «елбасы» в интервью уже поддержал поправки Токаева. Что, по сути, означает внутриполитическую капитуляцию.

Наконец, многие уверены: нынешние поправки — это пусть и отсроченная, но в то же время очевидная реакция на трагические события января нынешнего года в Казахстане. Токаев не просто укрепляет свое положение во властных структурах, жестко отодвигая от должностей «назарбаевцев» — он еще и явно стремится «выпустить пар»: толчком к январскому кризису стали именно социальные протесты.

Все это, без сомнения, можно было бы посчитать внутренним делом Казахстана, если бы не тень столкновений января 2022 года, которые и привели к вводу в Казахстан войск ОДКБ, что  уже не позволяет выносить за скобки внешнеполитическую составляющую вообще и возможное влияние этих подвижек на отношения Казахстана и Азербайджана в частности.

А вот тут есть сложности. И тонкости. Происходящее в Казахстане очень трудно подвести под упрощённую схему «пророссийские силы против прозападных». И дело не в том, что Назарбаев был одним из авторов идеи Евразийского союза. Токаев уже после январского кризиса и операции ОДКБ в своей стране отправился с визитом в Турцию и провел многообещающие переговоры с Реджепом Тайипом Эрдоганом. Кроме того, уже анонсирован визит Токаева в Баку.

Дает пищу для размышлений поручение Токаева правительству Казахстана провести инвентаризацию нерешенных вопросов во взаимоотношениях с РФ с учетом новых геоэкономических реалий (намёк на украинскую войну и санкции, наложенные на РФ, получился весьма прозрачным). А на днях в Казахстане принимали помощника госсекретаря США Дональда Лу, который совершал региональное турне по Центральной Азии. И вывод из всех этих вроде бы разрозненных сигналов один: Казахстан «диверсифицирует политику», укрепляет связи с Турцией и странами Запада и планомерно дистанцируется от России, которая в результате войны и санкций сильно подрастеряла привлекательность в качестве «интеграционного ядра». Так что резких рывков, тем более в сторону Кремля, от Казахстана ожидать не стоит. Для этого сейчас явно не сезон и не резон. Да и попытки Кремля «воспитывать» Казахстан при помощи подозрительной «аварии» на его экспортных нефтяных терминалах близ Новороссийска говорят о многом.

А на этом фоне понятно, что не следует ожидать негативных «рывков» в отношениях с Азербайджаном. Наша страна была и остается для Казахстана естественными «воротами» в Турцию и далее на Запад. Более того, эксперты не исключают и переключения на Азербайджан значительной доли нефтяного экспорта Казахстана, особенно после попытки Москвы этому экспорту помешать.

Так что казахстанский референдум Россия, похоже, проиграла.

Нурани, обозреватель Minval.az

Нет комментариев

Лента новостей

29 Сентябрь 2024

28 Сентябрь 2024

Предыдущие новости