Свобода людям, независимость нациям!

Евросоюз предлагает новый интеграционный формат – как воспримет его Баку?

В последний день саммита Европейского Союза в Брюсселе была утверждена идея создания «Европейского политического сообщества». Целью  этого сообщества является прием государств в ЕС, минуя процедуру кандидатства.

Президент Франции Эммануэль Макрон объявил, что первая встреча в формате «Европейского политического сообщества» пройдет в Чехии. В Европейское политическое сообщество, по его словам, пригласят страны Европы от «Исландии до Украины»: страны Европейской экономической зоны; страны, стремящиеся в ЕС; страны, покинувшие ЕС; страны Восточного партнерства (бывшие советские республики Европы).

Одним словом, это касается и Азербайджана. Ведь мы – участники программы ЕС «Восточное партнерство». Интересно, может ли данный новый формат «Европейское политическое сообщество» (ЕПС) посодействовать укреплению проевропейского вектора развития Азербайджана? 

Политолог, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков поделился с Minval.az мыслями о новом европейском формате и о том, какое отношение должен проявить к нему официальный Баку.

По его словам, пока предложение Макрона означает формирование некоего суррогатного формата для стран, которые стремятся в ЕС, чтобы на длительное время закрыть вопрос о приеме новых государств: «Сомневаюсь, что его предложение покажется привлекательным для уважающих себя государств, например, для Великобритании, Норвегии, Швейцарии, Турции. В Брюсселе давно носились с идеей предлагать странам-кандидатам формулу: «Всё, кроме институтов». То есть всячески сохранять верховный контроль в ЕС за франко-германским тандемом, который ситуативно трансформируется в трио с включением Италии».

«Турция давно высказалась в том смысле, что суррогатные схемы неполноценного участия в ЕС Анкару не привлекают. Полагаю, что и Азербайджан не будет обманываться подобными предложениями, тем более, когда их выдвигает Макрон, чье предвзятое отношение к Турции и Азербайджану известно. Позиция Азербайджана — взаимовыгодное партнерство с Евросоюзом, и работа над соответствующем соглашением продвигается. Что же касается регионального геополитического проекта, то почему бы таким не стать Организации тюркских государств? А вот ЕАЭС и ОДКБ ни ранее, ни сейчас не представляют для Азербайджана интереса», — отметил депутат.

В свою очередь политолог, директор Исследовательского центра Восток-Запад Арастун Оруджлу заявил, что такое нововведение в интеграционной политике ЕС, безусловно, позитивный шаг вперед. Но пока мы имеем дело только с самим фактом. Мол, вот создаётся ЕПС, которое будет ускорять процесс интеграции, особенно постсоветских стран, которые уже участвуют в программах и проектах ЕС.

«Вообще, в последнее время мы замечаем расширение контуров сотрудничества между Евросоюзом и Азербайджаном. Например, энергетическое сотрудничество между нами в последнее время получает совершенно новое наполнение. Потому что ЕС старается, и в принципе уже принято решение избавиться от энергозависимости от России. Естественно, здесь Азербайджан играет роль не только поставщика энергоносителей на рынок Европы. Азербайджан тут важен для ЕС еще как страна-транспортировщик, имеющая необходимую инфраструктуру для поставок нефти и газа», — сказал Оруджлу.

С другой стороны, по его словам, мы видим очень активную роль Брюсселя в достижении мира между Азербайджаном и Арменией, что в общем-то далеко не всем нравится. Тут есть несколько условий, от которых зависит дальнейшее развитие взаимоотношений Азербайджана с ЕС, конкретно в плане интеграции нашей страны в Евросоюз. Первый, очень важный фактор – это те условия, возможности, которые определены для Азербайджана со стороны Европы. То есть, как видит Брюссель интеграцию Азербайджана в европейское пространство? В конечном счете, что должно произойти, чтобы наше государство могло получить статус кандидата в члены ЕС? Насколько это реально?

«Это зависит от очень многих обстоятельств. Захотят ли этого большинство европейцев, каковы их намерения в этом плане? Будет ли готов Баку принять все условия, требующиеся для интеграции в ЕС? Безусловно, это потребует много времени – может 10-15 лет, может больше. Время, конечно, играет роль, но это не самое главное, когда мы говорим о предопределении стратегических целей и задач внешней политики Азербайджана», — сказал Арастун Оруджлу.

Самир Ибрагимов

Minval.az

Нет комментариев

Лента новостей

28 Сентябрь 2024

Предыдущие новости