Свобода людям, независимость нациям!

Если бы увидели в Идлибе — нажали бы на курок, а в Эр-Рияде пожали руку

 

Мир политики и впрямь изменчив — полон неожиданностей, противоречий и парадоксов. В этой сфере вчерашние неразлучные союзники могут превратиться в злейших врагов, а заклятые враги — забыть всё и стать друзьями. Такие метаморфозы происходят регулярно. Иногда они развиваются десятилетиями — 20–30 лет, — и тогда остаются незамеченными. Молодые люди, не знающие предыстории, считают происходящее естественным, не видя в нём ничего необычного. Но реальность совсем иная.

Например, каковы сегодня отношения между Украиной и Россией, которые 80 лет назад, плечом к плечу, победили нацистскую Германию и до последних 20 лет сохраняли нерушимую дружбу? Ужасные. В истории мало примеров такой ненависти и ожесточения между двумя странами.

Или взять США, которые во Второй мировой оказывали Советскому Союзу решающую военную, материальную, политическую и дипломатическую помощь против альянса Германии, Италии и Японии. Сегодня Вашингтон — союзник каждой из этих трёх стран, а вот противник — уже не существующий СССР, а его преемник — Россия.

TRAMP SARA.jpg (117 KB)

А что сказать о Викторе Орбане, который в 1956 году произносил пламенные речи у могил убитых и казнённых венгерских лидеров, обвиняя Кремль в расправах? Сейчас он — главный защитник Москвы в Европе и одновременно — противник Киева, саботирующий помощь Украине.

Всё это происходит потому, что и политика, и политики меняются. Новая эпоха порождает новую реальность, а новые лица на политической арене выстраивают курс, исходя из актуальной конъюнктуры.

Уже в 1946 году США и Великобритания поняли, что побеждённая Германия больше не представляет угрозы. Зато на горизонте возник новый “динозавр” — СССР. Так закончился временный союз и началось долговременное соперничество и вражда.

Именно в этом контексте следует рассматривать встречу президента США Дональда Трампа и главы Сирии Ахмада аш-Шараа.

Ещё год назад американские военные открыли бы огонь при первой возможности — без ареста, без зачитывания прав. Ахмад аш-Шараа был в списке особо опасных террористов, за его поимку предлагали награду. Его участь должна была повторить судьбу Усамы бен Ладена. А теперь Трамп встречается с ним как с равным, обсуждая важные вопросы.

Можно только гадать: если бы бен Ладен не был ликвидирован в мае 2011 года в пакистанском Абботабаде и стал бы лидером какой-либо страны — стал бы Трамп встречаться и с ним? Неизвестно. Ведь 11 сентября 2001 года он не просто устроил авиаатаку на США — он их унизил. Такую вину простить невозможно. Но стоит вспомнить и другое: в 1980-х годах бен Ладен и США были союзниками — вместе противостояли СССР в Афганистане.

Такие трансформации происходят не только в мировой политике, но и внутри стран. В Турции, например, когда-то неофициальными союзниками были Партия справедливости и развития (AKP) и движение Фетхуллаха Гюлена. Позже их отношения перешли в фазу ожесточённой вражды, вплоть до попытки военного переворота со стороны гюленистов.

В то же время Партия националистического движения (MHP), всегда находившаяся в оппозиции к власти Эрдогана, стала её союзником и в критические моменты, включая попытку переворота 15 июля 2016 года, оказала значительную поддержку правительству.

В Азербайджане также бывали случаи, когда бывшие союзники расходились, а вчерашние оппоненты становились соратниками. Например, Расул Гулиев и его сторонники когда-то входили во власть, Гулиев был вторым человеком в государстве. Но позже разошлись пути — экс-спикер уехал в США и стал лидером оппозиционной партии, которая вошла в ведущие антиправительственные блоки «Бізим Азербайджан» и «Азадлыг».

Были и такие, кто в последние годы отошёл от оппозиции и приблизился к власти, сменив радикальные взгляды на умеренные.

Но в Азербайджане подобные перемены пока не воспринимаются спокойно. Их расценивают сквозь призму сектантской риторики, вешая на людей ярлыки «предатель», «ренегат», «продажный».

Хотя по сути это и есть политика, и такие трансформации в ней — вполне естественны. У покойного Ильяса Исмаилова была любимая фраза: «Только мёртвые и безумцы не меняют своих взглядов». Время, условия, интересы меняются — и политик должен менять курс, корректировать свои позиции. Иначе он ничем не будет отличаться от тех самых “неизменных” персонажей.

P.S. Хотя надо признать: слишком частая смена позиций — тоже ничего хорошего.

Халид Казимлы, Musavat.com

Нет комментариев

Лента новостей

16 Май 2025

Предыдущие новости