Общественно-политическая интернет газета
Всего в 2 м под водой Плайя-де-Пальма археологи обнаружили удивительно хорошо сохранившийся римский торговый корабль, затонувший около 1.7 тыс. лет назад. Найденное у одного из самых популярных туристических пляжей Майорки судно, получившее название "Сес Фонтанельес", открыло уникальное окно в мир позднеримской торговли, судостроения и повседневной жизни в западном Средиземноморье.
Как передает Oxu.Az, об этом сообщила онлайн-платформа Arkeonews.
Корабль заметил местный житель Феликс Аларкон. Во время утреннего заплыва он увидел фрагменты древнего дерева, выступающие из морского дна, и связался с местными органами охраны культурного наследия. После исследования эксперты подтвердили обнаружение судна длиной 12 м, датируемое примерно серединой IV века нашей эры.
Археологи считают, что корабль отплыл из крупного римского порта на южном побережье Испании Картахены и вез оливковое масло, вино и гарум - ферментированный рыбный соус, широко распространенный в Римской империи. Точно определить время крушения помогла монета, найденная под мачтой, отчеканенная в городе Сисция (современная Хорватия) около 320 года н.э.
По словам профессора из Университета Балеарских островов Энрике Гарсии, сохранность корабля исключительна. Он подчеркнул, что после затопления судно быстро засыпало песком, что лишило его доступа кислорода и предотвратило биологическое разложение.
Десятки амфор сохранились запечатанными, а части корпуса и палубные доски остались в первозданном виде. Среди находок - пара кожаных туфель, плотницкое сверло, вероятно использовавшееся для ремонта на борту, и масляная лампа с изображением богини Дианы - символа охоты и луны. Некоторые амфоры имеют христианские монограммы, что отражает переходный период, когда языческие и христианские верования сосуществовали в позднеримском мире.
Груз содержал богатые эпиграфические свидетельства. Многие амфоры были отмечены "титулами пикти" - живописными надписями, которые указывали производителя, содержимое и налоговые коды. Исследователи из Кадисского университета под руководством профессора Дарио Берналя описали коллекцию как одну из крупнейших, когда-либо обнаруженных в Испании.
"Эти надписи раскрывают административные и коммерческие сети, поддерживавшие римскую торговлю. В маркировке контейнеров участвовало по меньшей мере семь человек, что дает нам представление о масштабах промышленной организации, стоявшей за средиземноморской торговлей", - подчеркнул Берналь.
Согласно лабораторному анализу, глина амфор происходит с юго-востока Испании. Это подтверждает роль Мурсии как центра производства масла и рыбного соуса в эпоху поздней античности.
Кораблекрушения времен поздней Римской империи встречаются крайне редко. Большинство судов более ранних эпох были разрушены или разобраны задолго до появления систематических методов сохранения, поэтому "Сес Фонтанельес" представляет собой уникальную капсулу времени для изучения судостроительных технологий, логистики торговли и повседневной жизни моряков, курсировавших между Иберией, Северной Африкой и Балеарскими островами.
Эта находка также помогает понять римскую историю самой Майорки. После завоевания острова Квинтом Цецилием Метеллом Балеарикусом в 123 году до н.э. Майорка стала стратегическим пунктом в западной части Средиземного моря. В IV веке район Плайя-де-Пальма представлял собой лагуну-пристанище, позднее занесенную илом, где суда укрывались от штормов - вероятно, именно туда и пытался добраться злополучный торговец перед тем, как его корабль затонул.
Деревянные останки корабля пока остаются на месте под защитным слоем песка, тогда как амфоры и другие артефакты были перевезены на консервацию. По словам доктора Карлоса де Хуана из Университета Валенсии, на текущий момент ведется подготовка к извлечению корпуса частями, а не целиком, поскольку киль отделился во время прежних штормов.
После извлечения каждый фрагмент древесины будет проходить процесс десалинизации в резервуарах с пресной водой в замке Сан-Карлос (Пальма), чтобы удалить соль и коррозионные следы, прежде чем подвергнуться обработке и стабилизации. Полная консервация и реконструкция займет не менее пяти лет, после чего корабль станет центральным экспонатом музея морского наследия Майорки.
07 Ноябрь 2025
06 Ноябрь 2025
КомментарииОставить комментарий