Общественно-политическая интернет газета
В редакцию Minval.az обратилась жительница города Шеки Фирангиз Аскерзаде в связи с проблемой, возникшей с ее домом, который стоит с XVIII века. Проблема заключается в том, что из-за неграмотной прокладки дождевых стоков и напластования слоев асфальта во двор старинного дома стекают потоки дождевой воды, угрожая фундаменту старинного дома (ул. Ахмедия Джабраилова, 10).
По словам Ф.Аскерзаде, этот дом был внесен в список памятников архитектуры ЮНЕСКО, но в 2019 году список был сокращен, и из почти 200 памятников архитектуры в новом списке осталось чуть больше 100. Сокращенный список находится в Исполнительной власти района, но доступа к нему нет.
«Интересно, что в обновленном списке памятников архитектуры оставили дома, построенные в XX веке. Почему же мой дом, построенный в XVIII веке, оставили просто как здание, а не как памятник архитектуры? Как теперь решить вопрос со сточными водами, губящими старинный дом?» – задается вопросом жалобщица.
Отметим, что женщина обращалась и в муниципалитет, в ИВ Шеки, а также в Государственное Агентство по туризму Азербайджана. Но никто из них не дал вразумительного ответа, сказала она.
«Если мой дом остался в списке ЮНЕСКО как часть архитектурного заповедника, значит, решать вопрос защиты и сохранности здания должно агентство по туризму», – сказала Аскерзаде, отметившая также, что в подобном положении оказалась не только она, но и многие жители исторического заповедника, так как их дома тоже не в лучшем состоянии, однако о ремонте и реконструкции речи нет», – сказала жалобщица.
Чтобы прояснить ситуацию, Minval.az обратился с запросом в Госагентство по туризму, в котором подтвердили, что Ф.Аскерзаде действительно обращалась с запросом в их ведомство, но решение ее вопроса не входит в полномочия этой структуры.
«Дом, расположенный по адресу А.Джабраилова 10, принадлежащий Ф.Аскерзаде, не включен в список памятников истории и культуры, взятых под государственную охрану, согласно постановлению Кабинета Министров Азербайджанской Республики №132 от 2 августа 2001 года», ответили в пресс-службе ГАТ.
В ГАТ подчеркнули, что согласно статье 25 Закона АР «Об охране памятников истории и культуры», строительно-укрепительные работы и работы по благоустройству, проводимые на территории памятников, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а именно работы связанные с консервацией, ремонтом, реставрацией, реконструкцией и регенерацией, осуществляются учреждением, определяемым соответствующим органом исполнительной власти за счет средств государственного и местного бюджетов на основании решения.
А дом Аскерзаде находится в частной собственности и включен в список охраняемых государством памятников истории и культуры постановлением Кабмина от 2 августа 2001 года № 132 «Об утверждении распределения недвижимых памятников истории и культуры, взятых под государственную охрану на территории Азербайджанской Республики в зависимости от степени важности».
И поскольку дом Аскерзаде не является памятником архитектуры, восстановление дома не входит в компетенцию Госагентства, сказали там.
«Информация о включении дома гражданки Ф.Аскерзаде в список всемирного наследия ЮНЕСКО и последующем его исключении не соответствует действительности. Так, в Национальном историко-архитектурном заповеднике «Юхары Баш» в список всемирного наследия ЮНЕСКО включены не отдельные здания, а территория, занятая сотнями зданий, образующих традиционный городской ландшафт. В целом, историческая часть, занимающая 112 га из 183 га заповедника, объявлена объектом Всемирного наследия как городской комплекс и традиционный городской ландшафт. Дом Аскерзаде является одним из сотен исторических домов в этом объекте Всемирного наследия», – подчеркнули в Госагентстве.
Отметим, что по просьбе Ф.Аскерзаде сотрудники Национального историко-архитектурного заповедника «Юхары Баш», а также сотрудники Государственного агентства по туризму несколько раз посещали ее дом, и в результате проверок по факту попадания дождевой воды во двор дома порекомендовали обратиться в ряд соответствующих государственных учреждений.
Но и в Исполнительной власти Шекинского района не могут дать на вопрос Ф.Аскерзаде вразумительного ответа. Мало того, женщина рассказала, что в этом ведомстве накопился как минимум десяток ее заявлений. И пока местные чиновники чешут затылок, раздумывая на тем, на кого бы «возложить» эту благородную миссию по сохранению части «традиционного городского ландшафта», весенние проливные дожди, свойственные горной местности, потоками сливаются во двор Аскерзаде и причиняют существенный ущерб ее дому.
«Минвал» обратился также к помощнику главы ИВ Шеки Агилю Аллахвердиеву, который пообещал, что в самое ближайшее время вопрос Ф.Аскерзаде будет рассмотрен и решен: «Мы создадим рабочую группу, которая проведет исследование проблемной территории дома по ул. А.Джабраилова, 10 и примет все необходимые меры».
А в завершении добавим, что на самом деле попытка представителя Госагентства по туризму отписаться фразой «в Национальном историко-архитектурном заповеднике «Юхары Баш» в список всемирного наследия ЮНЕСКО включены не отдельные здания, а территория, занятая сотнями зданий, образующих традиционный городской ландшафт», ставит их самих же в неловкое положение. Потому как ЮНЕСКО не землю охраняет, в конце концов, а исторические здания на ней, а дом Аскерзаде представляет собой как раз часть традиционного городского ландшафта. А значит, соответствующие государственные структуры обязаны помочь гражданке сохранить для следующих поколений историческое наследие…
Яна Мадатова
24 Ноябрь 2024
23 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий