Общественно-политическая интернет газета
Азербайджан за последние годы значительно укрепил свою роль как важный транзитный узел на пересечении глобальных торговых путей. Благодаря последовательной политике президента Ильхама Алиева страна усиливает свое участие в ключевых международных транспортных проектах.
Азербайджан, воспользовавшись своим стратегическим географическим положением, активно инвестировал в создание моста между Азией и Европой. Несмотря на отсутствие выхода к открытому морю, страна превратилась в один из ключевых международных транспортных узлов. Азербайджан создал диверсифицированную сеть железных дорог, которая обеспечивает для стран региона возможности для транзита.
Одним из центральных элементов этой стратегии является развитие железнодорожной сети, в частности Баку-Тбилиси-Карс (БТК) и в целом Срединного коридора.
Срединный коридор: транзитный прорыв Азербайджана
Срединный коридор, который проходит через Азербайджан, стал важной альтернативой для торговли между Азией и Европой, предлагая более короткий и стабильный маршрут. Этот проект активно поддерживается международным сообществом, в том числе обсуждается на уровне ООН. Он связывает Китай с Европой через Центральную Азию, Каспийское море и Турцию, открывая для Азербайджана новые экономические перспективы.
В настоящее время ведется работа по реализации дорожной карты по устранению «узких мест» и развитию Срединного коридора до 2027 года между Азербайджаном, Казахстаном, Турцией и Грузией, что позволит увеличить пропускную способность этого маршрута до 10 млн тонн в год.
Растущий интерес к данному транзитному маршруту находит подтверждение в объемах грузоперевозок по Срединному коридору, которые ежегодно растут. Так, в этом году они уже выросли на 63%, превысив 2,5 млн тонн и достигнув почти всего прошлогоднего объема. Ожидается, что к концу года объем грузоперевозок достигнет 4,2 млн тонн.
По прогнозам Всемирного банка, объем грузовых перевозок по Срединному коридору к 2030 году может увеличиться в три раза по сравнению с 2021 годом и достичь 11 млн тонн. Ожидается, что к 2030 году объем контейнерных грузоперевозок достигнет 4,074 млн тонн, что в 2,5 раза выше показателя 2021 года.
Если в первые дни начала грузоперевозок по Срединному коридору принималось 10 контейнерных поездов в месяц, то в августе текущего года это количество достигло 40 поездов.
В чем интерес Китая?
Китай хочет увеличить объем грузов, отправляемых по Срединному коридору. И в марте 2024 года из китайского порта Сиань в Баку был доставлен первый контейнерный поезд всего за 11 дней. В июне этого года был отправлен первый тестовый контейнерный блок-поезд из Ляньюньгана, одного из крупнейших морских портов на востоке Китая. Отметим, что в порту Ляньюньгана осуществляется прием и отгрузка продукции не только китайского происхождения, но и товаров, произведенных в Южной Корее и Японии. Достигнутые соглашения еще раз доказывают, что грузовые операции, осуществляемые через Азербайджан, могут сблизить все страны региона и обеспечить более быструю и эффективную доставку грузов в Европу не только из Китая, но и из стран Дальнего Востока в целом. Присоединение Японии и Южной Кореи к этому маршруту значительно повысит привлекательность и грузооборот Срединного коридора. Другими словами, достигнутые в Китае соглашения демонстрируют успешную реализацию стратегии АЖД по выходу на новые рынки.
Число блок-поездов, отправляемых из Китая, уже превышает ожидания. В этом году через коридор прошло 212 блок-поездов, а к концу года их число превысит 300, что составляет около 30 тысяч TEU (эквивалент двадцатифутовых контейнеров), или почти 420 тысяч тонн грузов.
В следующем году планируется отправлять по коридору 50 блок-поездов в месяц.
За последние годы с целью обеспечения работы Срединного коридора между железнодорожными администрациями Китая, Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции, в том числе и в рамках соответствующей ассоциации было налажено эффективное сотрудничество. В целях оптимизации перевозок стратегических грузов железные дороги Азербайджана, Грузии и Казахстана создали Службу среднесрочного планирования. В рамках реализации дорожной карты на 2022–2027 годы будет обеспечено синхронное устранение узких мест на территориях Азербайджана, Турции и Казахстана и развитие Срединного коридора. Кроме того, для управления транзитными грузами железные дороги Азербайджана, Грузии и Казахстана создали совместное предприятие Middle Corridor Multimodal LLC (недавно к числу учредителей присоединилась и китайская сторона), а с Грузией было создано СП BTKI Railways LLC для координации грузоперевозок по железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс. В последние годы также активными темпами ведутся работы по цифровизации маршрута. Эти достижения стали возможны благодаря тесному сотрудничеству между странами.
Грузопотоки будут расти
Однако происходящие в мире геополитические изменения увеличивают спрос на перевозку грузов не только из Китая в Европу через Центральную Азию, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию, но и делает необходимым диверсификацию маршрутов по Срединному коридору.
В целом, динамика глобальных логистических рынков продолжает меняться, и в ближайшие годы ожидается еще больший рост грузопотоков между Китаем и Европой и в обратном направлении. В 2022 году под влиянием геополитических событий транзитные перевозки по Срединному коридору продемонстрировали серьезный рост.
В 2023 году появились пессимистические прогнозы снижения транзитных перевозок, что было связано с возобновлением активного использования Северного маршрута, снижения стоимости морских перевозок и временной приостановки грузоперевозок по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс. Однако, несмотря на все эти вызовы, объем грузоперевозок в Азербайджане в 2023 году практически сохранился на уровне предыдущего года, что свидетельствует о тенденции продолжающегося роста. Например, контейнерные перевозки в стране выросли примерно на 30% в TEU по сравнению с 2022 годом, и ожидается, что в текущем году эти показатели сохранятся минимум на том же уровне.
Прогнозируемый рост грузопотоков между Китаем и Европой требует создания новой инфраструктуры и диверсификации транспортных маршрутов. Такое расширение уже происходит как на западной, так и на восточной стороне Каспийского моря.
На западной стороне Каспия, помимо линии БТК, ведутся работы по созданию железнодорожной линии Баку-Нахчыван-Карс, которая станет еще одной ветвью Срединного коридора. Ожидается, что соединение Срединного коридора с коридором Север-Юг также расширит транзитные возможности для Азербайджана и его партнеров.
На восточной стороне Каспия грузы следуют из китайского города Кашгар по автомобильной дороге через Кыргызстан с подключением к железной дороге в Андижане в Узбекистане. Недавно Китай, Кыргызстан и Узбекистан договорились о строительстве железнодорожной линии на этом участке, завершение которой запланировано на ближайшие годы. Эта линия откроет новые возможности для стран региона, таких как Таджикистан, Туркменистан, Афганистан и Пакистан, и имеются потенциальные возможности для соединения с Срединным и Трансафганским коридорами.
Уже возникла потребность в перевозке грузов из Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана по территории Азербайджана, Грузии и Турции через южное крыло Транскаспийского транспортного коридора Восток-Запад как продолжение Срединного коридора. Европейские страны также проявляют интерес к центральноазиатским рынкам. В этих условиях по инициативе Азербайджанских железных дорог будет создана Международная ассоциация «Евразийский транспортный маршрут» (ЕТМ) для улучшения транспортных услуг, повышения тарифной доступности и координации железнодорожных и морских перевозок. В связи с этим 19–20 сентября в Баку состоялась консультационная встреча глав железнодорожных администраций.
Региональная диверсификация маршрутов
Как известно, до сих пор были достигнуты определенные соглашения и прогресс в перевозке грузов по другим маршрутам с Востока на Запад. В настоящее время используется автомобильная дорога от города Андижан в Узбекистане через Кыргызстан до города Кашгара в Китае. Также существует автомобильная дорога от столицы Таджикистана Душанбе до Китая.
Ожидается, что по новосозданному маршруту ЕТМ, особенно с привлечением грузов из Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана и Туркменистана в Срединный коридор, перевозки в направлении Азербайджана, Грузии и Турции увеличатся. Другой важный вопрос - необходимость создания нового транспортного сообщения Китая со Срединным коридором через Кыргызстан. В октябре 2024 года планируется начать строительство железной дороги Кашгар-Ош-Андижан протяженностью 486 км, что позволит уже через 2-3 года перевозить китайские грузы через Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан. Рельеф местности требует значительных инвестиций — около 8 млрд долларов, однако проект обещает значительное улучшение транспортных связей между Китаем и Европой.
Оттуда грузы пойдут в Каспийское море, в Турцию и до Европы. В будущем планируется расширение на Ближний Восток и Индийский океан.
В настоящее время транспортировка грузов из китайского Кашгара до границ Узбекистана по сети автомобильных дорог Кыргызстана занимает 2 дня вместо 10 дней через Казахстан. Согласно расчетам, в результате строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан торговый путь из Восточной Азии на Ближний Восток и Южную Европу сократится на 900 километров, а сроки доставки товаров – на 7-8 дней.
Кроме того, стоит отметить и Трансафганский коридор, который проходит через Пакистан, Афганистан и Узбекистан до северо-восточной границы Казахстана, а на юге направляется к портам Персидского залива.
Может возникнуть вопрос: что даст Азербайджану новая ассоциация "Евразийский транспортный маршрут"? Прежде всего, стоит отметить, что ЕТМ обеспечит выход не имеющих выхода к морю стран Центральной Азии к черноморским портам, а оттуда - на европейские рынки. Также грузы, доставляемые по автомобильной дороге Таджикистан-Китай, могут перевозиться по железной дороге из Таджикистана в западном направлении по Евразийскому транспортному маршруту. Учитывая большой интерес Афганистана и Пакистана к Срединному коридору, Трансафганский коридор также сможет присоединиться к ЕТМ через Таджикистан.
Основной целью ЕТМ является упрощение перевозок, улучшение тарифной политики и повышение операционной эффективности, что позволит странам региона получить доступ к черноморским портам и европейским рынкам.
Стоит заметить, что грузы из Китая доставляются в Азербайджан за 8-10 дней, а в черноморские порты — примерно за 12 дней.
"Евразийский транспортный маршрут": политическое преимущество Азербайджана
Таким образом, Баку, находясь на пересечении ключевых транзитных маршрутов, становится центром принятия решений, влияющих на транспортные потоки Евразии.
Азербайджанская сторона выступила с инициативой создания в Баку Международной ассоциации «Евразийский транспортный маршрут», учитывая свое стратегическое положение на пересечении международных транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг. Также важную роль сыграли стратегическое сотрудничество и союзнические отношения с ключевыми геополитическими игроками, участвующими в грузоперевозках по этим коридорам, а также успешный опыт координации международных транспортных проектов. Признавая свою региональную и глобальную ответственность в этом вопросе, Азербайджан вступил с такой инициативой, которая получила положительный отклик и поддержку со стороны партнеров.
Инициатива размещения ассоциации ЕТМ в Баку исходила от "Азербайджанских железных дорог", которые демонстрируют возрастающее влияние на международном уровне. Председательство АЖД в Международной ассоциации "Евразийский транспортный маршрут" стало важным дипломатическим и экономическим инструментом для Азербайджана, который открывает новые перспективы для развития страны как международного транспортного хаба. Это открывает дополнительные возможности для координации транспортных усилий, улучшения логистических связей и разработки совместных стратегий с партнерами из Европы, Азии и Ближнего Востока.
Как видно, АЖД играют все более важную роль после своей трансформации, направленной на модернизацию и цифровизацию железнодорожной сети страны.
Кстати, для повышения привлекательности и конкурентоспособности Срединного коридора создан единый мультимодальный сервис на всем его протяжении. Информационные системы железных дорог Азербайджана и Казахстана уже интегрированы с таможенным модулем платформы DTC (Digital Trade Corridor) – Tez Customs, аналогичная работа планируется с грузинскими железными дорогами.
Для повышения эффективности операций по Срединному коридору ведутся также работы по его цифровизации. В 2025 году планируется запуск платформы "Беспрепятственный цифровой коридор", которая объединит в единую экосистему документооборот, таможенное оформление и отслеживание грузов вдоль всего маршрута.
Эти достижения подтверждают эффективность совместной работы с партнерами и важность развития Срединного коридора. Интерес к его становлению как стабильного и конкурентоспособного маршрута проявляют не только страны вдоль коридора, но и регионы Юго-Восточной Азии, Персидского залива и Европы.
БТК - транзитный актив мирового масштаба
Возобновление работы железной дороги Баку-Тбилиси-Карс с большей мощностью в качестве ответвления проекта "Срединный коридор" повышает важность и привлекательность железнодорожных перевозок на фоне геополитической напряженности на Ближнем Востоке и растущих угроз судоходству. Эта железнодорожная линия, переживающая второе рождение благодаря созданию в августе совместного предприятия "BTKI Railways" LLC, стала одним из самых значимых активов Азербайджана на геополитической и экономической арене. Хотя новость о создании предприятия может показаться технической деталью, за этим событием стоит стратегическая цель — усиление влияния Азербайджана как ключевого транзитного центра.
Прямая связь с железнодорожной сетью Турции делает ее привлекательной альтернативой для быстрой доставки грузов на европейские рынки и в обратном направлении на рынки Китая и Центральной Азии. На 826-километровой линии Баку-Тбилиси-Карс поезда прибывают из Китая в Европу в 2-3 раза быстрее, чем на традиционных морских маршрутах, в результате чего использование возможностей Срединного коридора на стыке Восток-Запад становится более эффективным вариантом.
К тому же недавно завершенные работы АЖД на азербайджанские инвестиции на 184-километровом участке железной дороги в Грузии позволили расширить пропускную способность БТК до 5 млн тонн в год. Совместное предприятие "BTKI Railways" будет активно работать над дальнейшей модернизацией инфраструктуры БТК с целью увеличения скорости и безопасности перевозок.
Этот транспортный коридор также играет ключевую роль в энергетической безопасности Европы, предоставляя странам Центральной Азии возможность экспортировать свои энергоресурсы, минуя российские маршруты. В контексте современных геополитических вызовов, таких как конфликты в Украине и Ближнем Востоке, альтернативные маршруты, такие как БТК, становятся жизненно важными для устойчивого развития региона.
Таким образом, Баку-Тбилиси-Карс и Срединный коридор становятся не просто транспортными маршрутами, а стратегическими инструментами для укрепления геополитического влияния Азербайджана. Строя и укрепляя транспортные связи между Центральной Азией, Европой и Китаем, Азербайджан демонстрирует готовность к экономическим вызовам и амбициозным проектам. Эти инициативы не только способствуют развитию национальной экономики, но и укрепляют позиции Азербайджана на международной арене.
Стоит особо подчеркнуть, что победа в Карабахе укрепила региональное лидерство Азербайджана и превратила страну в ключевой транспортно-логистический хаб Евразии. Стратегическое расположение на пересечении трансконтинентальных коридоров открывает новые перспективы для развития региональной интеграции, но для успешной реализации новых проектов и выведения сотрудничества на качественно новый уровень потребуются совместные усилия всех стран региона. И мы сегодня являемся свидетелями этих достижений.
Тамилла Алиева
22 Ноябрь 2024