Свобода людям, независимость нациям!

Токаев хочет создать единый оборонный союз в Центральной Азии. Сможет ли?

Президент Казахстана сделал заявку на создание в ЦА «неделимого пространства безопасности». Но жизнеспособность этой здравой, на первый взгляд, идеи, вызывает множество вопросов, ответы на которые говорят в пользу того, что казахстанский лидер несколько поторопился: регион к ее полноценной реализации пока не готов.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время одного из своих последних выступлений инициировал создание оборонного союза стран Центральной Азии. То, что регион нуждается в единой оборонной системе – факт, но «за» и «против» ее создания – множество, причем, последнее перекрывает первое.

Токаев поясняет, и вполне обоснованно, что «На фоне сохранения сложной военно-политической обстановки по периметру Центральной Азии возникает необходимость кооперации в сфере оборонной политики и безопасности», соответственно, неделимое пространство безопасности региону нужно позарез.

Говоря о конкретных шагах в этом направлении, президент РК сделал акцент на разработке «каталога рисков безопасности» для ЦА и «мер их предупреждения». Каково «наполнение» этого каталога, не уточняется. А также не конкретизируется, от какой именно силы (или сил) исходят угрозы безопасности для региона, в котором пересекаются интересы России, Китая, США, Турции, Евросоюза и других, включая Японию – на нее стоит обратить особое внимание.

Но создание оборонного союза требует соответствующих условий. Вопрос первый: решили ли государства ЦА существующие между ними проблемы? К примеру, давно ли на границе Кыргызстана и Таджикистана не стреляли, причем, в условиях, когда регион граничит с Афганистаном, по значительной части периметра которого осели экстремистские силы разных мастей? Окончательно ли Бишкек и Душанбе уладили пограничные, таможенные, водные и прочие споры?

Вопрос второй. Есть ли единство позиций в отношении правительства талибов и взаимодействия с ним; членства трех республик Центральной Азии в военном блоке ОДКБ во главе с Россией; в других интеграционных объединениях?

Далее. Во всех республиках ЦА идет перевооружение армий, однако с разными темпами и в разных масштабах. И все ли государства предполагаемого центрально-азиатского военного блока (а Туркменистан является нейтральной страной) имеют схожий внешнеполитический курс? Единого представления о том, кто им друг, а кто – враг, тоже нет.

Вполне понятно, что в заданной ситуации, то есть активной фазы глобальной переформатизации мира различными центрами силы, противостояния Глобального юга Глобальному северу (и в обратном порядке), сопровождающиеся повышенной военной напряженностью и войнами, Центральная Азия обязана позаботиться о себе в коллективном формате, однако республики, входящие в ее состав, далеко не однородны – как в военно-политическом аспекте, так и в экономическом. И зависимы от разных игроков.

Благосостояние большинства государств Центральной Азии во многом держится на денежных переводах мигрантов, работающих в России, инвестиционно-экономической завязке на ней и, что важнее всего, на обеспечении Москвой безопасности ЦА. Так, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан являются членами ОДКБ, а в последних двух, к тому же, дислоцированы российские военные базы. То есть речь идет, как минимум, о сдерживающем факторе России для желающих устроить большие беспорядки в регионе. А то, что ОДКБ – не просто «пузырь», как величает его Никол Пашинян, доказали хотя бы массовые беспорядки в Казахстане: помощь ему со стороны блока (России) была оперативной и действенной. Причем, «русские», вопреки «тревожным ожиданиям», в РК не задержались.

ЦА также, как в торгово-экономическом, инвестиционном плане, так и в контексте безопасности, завязана на Китае. В то же время за регион всерьез взялся Запад, вновь пытающийся, после серии неудач, оторвать его от России, Китая и даже Турции. Соответственно, силы, претендующие на влияние, создали с республиками ЦА форматы сотрудничества (пятерка + Китай, пятерка + США, пятерка + Россия, к которым добавилась пятерка + Япония).

Имея в виду последнюю, формат с ней создан, в основном, с целью конкуренции Токио с Пекином в Центральной Азии и в поддержку проведения в ней американских интересов – вытеснения из региона России и Китая.

Международная активность основных мировых игроков в регионе, понятно, создает для него большие риски, поэтому идея создания военного блока в масштабе ЦА и превращение его в субъект мировой политики – здравая, но на сугубо теоретическом уровне, поскольку регион попросту к этому не готов: ответы на все поставленные в этом материале вопросы – однозначно отрицательные.

Отдаление от России и Китая означает для Центральной Азии потерю огромного экспортного рынка и обострение военно-политической обстановки. Так что созданию блока должны, для начала, предшествовать повышение экономического, энергетического, транспортного, политического, дипломатического, военно-технического уровня всех стран ЦА; высокая степень их интеграции и единомыслия – в том числе, на внешнем треке. В противном случае идея создания единого оборонного пространства растворится в эфире.

Лидеры государств ЦА и в большей степени – Казахстана, ориентированы на ослабление роли России в регионе (касается это и Китая), в чем нет ничего крамольного: стремление государств к полной независимости (насколько она вообще возможна в современном мире) не должно вызывать нареканий. Тем более, недопустимо насильственное сдерживание или переориентация целого региона (страны) на иную, не традиционную для нее (для них), орбиту. Однако делаться это должно не в ущерб собственной безопасности и безопасности соседей. В этом плане хорошим примером для центрально-азиатских государств может служить, в первую очередь, Узбекистан, который, кстати, в ОДКБ и ЕАЭС не состоит, но ухитряется проводить многовекторную внешнюю политику.

Но на данном этапе ситуация такова (и она еще долго будет оставаться неизменной), что Центральной Азии выгоднее примкнуть к России и Китаю в вопросах обороны и безопасности, поскольку впусти она к себе Запад (полномасштабно), регион быстро превратится в арену тяжелейшего противостояния между ЦА с Россией, Китаем и даже Турцией в пользу интересов Запада. Но откровенное «примыкание» к не западному альянсу будет «шифроваться» последним как участие региона в антизападной коалиции. А она, как показывают последние события, последовательно расширяется.

Между тем для того, чтобы уйти от тяжелого выбора в условиях экономической, политической, военно-технической, иной не сплоченности региона, у последнего есть прекрасные возможности для развития и выдвижения собственных условий и требований – речь о стремительном развитии ЦА в качестве ключевого участника многообещающих транспортно-коммуникационных проектов: в первую очередь, это ненавистный американцам китайский «Один пояс, один путь» и международный транспортный коридор «Север — Юг». Имеется также в виду (Токаев это озвучил) важность развития маршрутов через Афганистан.

Но возможна ли полноценная реализация этих проектов в условиях хромающей безопасности? Вероятно, ответ ясен. Поэтому до создания всех условий для формирования единого и дееспособного оборонного союза в формате государств ЦА (а их реакция на инициативу Токаева толком не известна), спешить с созданием блока нецелесообразно, и правильнее было бы, параллельно со становлением на твердую почву республик ЦА в вопросах, приведенных выше, укреплять имеющуюся архитектуру безопасности, то есть устоять перед давлением Запада с традиционными партнерами «на борту». Поскольку их «лодку» потопить будет нелегко.

Думается, что более реалистичным может стать создание военного союза тюркского мира, хотя и он будет рассмотрен Западом как участие в антизападной коалиции. Речь, конечно, о перспективной теоретической возможности, при которой участие Таджикистана в тюркском военном союзе сомнительно (Туркменистана — почти исключено), а доминирование в нем Турции как самой мощной армии соответствующего ареала, приемлемо не для всех.

Тут стоит отметить еще один немаловажный момент, точнее, более чем важный, хотя неизвестно, соответствует ли он действительности – слухи о создании военного союза России и Китая. Если в них есть хоть крупица правды, регион Центральной Азии вообще не должен шарахаться из стороны в сторону, а остановиться на участии в возможном, однако еще не подтвержденном Москвой и Пекином, союзе.

Как пишет The New York Times, «Военный союз России и Китая вызывает панику в США». Строго говоря, пока их напрягают совместные военные учения двух стран. Как отмечает издание, тактика США в АТР не учитывала такой союз, создавший реальный противовес союзникам Америки.

А американский журнал Diplomat считает, что после победы России на украинском фронте влияние Запада в мире существенно ослабнет, и расстановка сил в нем может настолько измениться, что Центральная Азия неизбежно примкнет к Москве и ее союзникам. То есть сколотится, при участии ЦА, мощная антизападная коалиция.

Говоря о мнениях, приводимых СМИ. Обратим внимание на публикацию в «Восточном Экспрессе», который в идее Токаева учуял запах «британского фунта и маниловщины». «Удивительное дело, какую концепцию президента Токаева ни возьми, от каждой за версту несет зеленым сукном с Набережной Альберта, 85. Кто не в курсе, на этой улице имеется одно потрясающее по своему уродству здание. В нем располагается МИ-6», – пишет издание.

Словом, «запахов» можно уловить – множество, но «шлейф» от них быстро развеется, поскольку никакой реальной основы для создания единого оборонного союза государств ЦА еще нет – разве что квазисоюз оформится на бумаге (что сомнительно на среднесрочную перспективу), и только усилит риски безопасности государств региона.

Хочется (под принуждением или нет) еще не означает, что можется.

Ирина Джорбенадзе

Minval.az

Нет комментариев

Лента новостей

05 Февраль 2025

04 Февраль 2025

Предыдущие новости