Общественно-политическая интернет газета
Как уже сообщал ранее haqqin.az, согласно указу азербайджанского президента, управленческое объединение транспортно-логистических компаний в рамках холдинга AZCON должно оказать позитивное воздействие не только на показатели отрасли, но и стимулировать развитие новой сервисной среды в Азербайджане.
Ряд экспертов скептически отреагировали на создание нового холдинга, назвав «слишком разноплановым» совмещение сфер с несовпадающей спецификой и финансовыми потоками.
Однако цифровизация и электрификация транспортного сектора, являющаяся одной из главных задач нового холдинга, окажет прямое влияние на множество отраслей экономики страны от туризма до промышленности. Транспортно-коммуникационный холдинг (AZCON) объединил под своим управлением все национальные транспортные отрасли - от авиа- и железнодорожного комплекса до метрополитена, такси, общественного транспорта и почты.
В этот же холдинг войдут в общей сложности тринадцать отраслевых системообразующих лидеров экономики в своих сферах деятельности, включая Бакинский международный морской торговый порт, Бакинский судостроительный завод, а также услуги связи, включая спутниковую.
Даже учитывая, что консолидация государственных компаний в крупные холдинги является в разных странах популярной практикой последних десятилетий, решение президента Ильхама Алиева создать в транспортной сфере вертикально интегрированный холдинг – это редкий и достаточно смелый в мировой экономике шаг по повышению системного влияния транспортной составляющей отдельно взятой страны на множество направлений, отвечающий к тому же современным вызовам декарбонизации.
При этом не будем забывать, что азербайджанская транспортная политика в достаточной мере влияет и на соседей, стимулируя создание монолитной автомобильной и железнодорожной сети, «сшивающей» регион Южного Кавказа с востока на запад и с севера на юг.
Напомним, что к 2028 году правительство Азербайджана планирует увеличить долю транспортного сектора в общем объеме ВВП до 12 процентов – достаточно мощный рывок, учитывая, что, например, сегодня доля чистых налогов на продукцию с клеймом made in Azerbaijan и тарифы на импорт в совокупности составляют чуть больше 10 процентов ВВП.
Задача достаточно амбициозная, но вполне осуществимая, поскольку в чистом виде сектор транспорта и складского хозяйства уже занимает около 7 процентов ВВП (в конце 2010-х годов – 5 процентов). К этому также можно добавить 1-1,5 процента из большой группы "торговли", к которой азербайджанская статистика относит сегмент услуг по "ремонту транспортных средств".
Добавим, что в компетенцию AZCON войдут сектор связи, а также цифровые и спутниковые коммуникации, составляющие около 1,8 процента ВВП.
Cледует понимать, что в рамках холдинга проблемы, скажем, текущего управления метрополитеном не будут пересекаться или как-то касаться сфер эксплуатации такси или специфики судостроения. Речь идёт только о стратегическом управлении финансовыми потоками, а также о макроэкономической координации, необходимой для повышения финансовой стоимости проектов, которые по отдельности осуществляет каждая из компаний холдинга. В частности, это касается стратегии приватизации и привлечения крупных зарубежных инвестиций.
Следует признать, что азербайджанская экономика вполне доросла до сложных комплексных решений в управлении, а связность хозяйственно-экономической деятельности государства и бизнеса соответственно предполагает множественные линии, плавно соединяющие различные сферы.
В качестве примера можно привести электротранспорт. Рост закупок частных электрокаров и транспортных средств с гибридными двигателями предполагает расширение инфраструктуры зарядных станций, развитие дилерской и ремонтной сфер, выпуск запасных частей и элементов крупноузловой сборки подобного типа транспорта.
Уточним, что в процентном соотношении поставки гибридных автомобилей в Азербайджан к общему импорту растут гораздо интенсивнее прочих видов автомобилей, ввоз которых в 2024-м несколько снизился. Так, в 2020 году в страну было ввезено чуть больше 5 тысяч гибридов, в то время, как уже в 2023-м этот показатель составил 14.135 единиц.
Наличие пассажирского электротранспорта (метро и автобусы) в городских условиях влияет на престижность и образ страны в туристической сфере. В данном случае речь идёт как об экологической составляющей, так и о демонстрации уровня цифровизации.
Как правило, внедрение электротранспорта идёт рука об руку с цифровизацией самого движения и различных сервисов, упрощающих пассажирам пользование транспортом - электронные табло на остановках с зарядными устройствами, аналогичные опции внутри транспортных средств, мобильные приложения для отслеживания расписания…
В свою очередь, транспортный сектор влияет на туристическую привлекательность, создаёт позитивную атмосферу в городском хозяйстве, способствует взаимодействию систем такси и общественного транспорта…
Описанное выше всего лишь фрагмент масштабной картины того, как транспортные технологии влияют на экономическую реальность страны.
Оригинал статьи по ссылке.
Ильгар Гусейнов, автор haqqin.az
23 Ноябрь 2024
22 Ноябрь 2024