Свобода людям, независимость нациям!

Сильная переговорная позиция Азербайджана или Фактор силы, вышедший на передний план

Можно смело констатировать тот факт, что современную систему международных отношений сильно трясёт. Конечно же, эти процессы имеют искусственный характер. Катализаторов, ускоряющих процесс расшатывания глобальной системы международных отношений, слишком много, к тому же, эти причины разнохарактерны. Страны поневоле становятся участниками различных процессов. С учетом наблюдаемых мировых тенденций позиция политического нейтралитета становится недоступной роскошью. Международная политическая риторика с каждым очередным конфликтом становится все острее. Информационно-политические манипуляции буквально принуждают государства к выбору одной из сторон конкретного конфликта. Тем самым каждый субъект международных отношений становится активным или пассивным участником разворачиваемых конфликтов.

Конфликт является практически основным инструментом как реализации, так и защиты национальных интересов. Увы, но появление на политической карте мира новых очагов конфликтов неизбежно. «Трещины» будут увеличиваться до тех пор, пока не произойдет полная «перезагрузка» глобальной системы международных отношений. Под натиском информационных потоков конфликты трансформируются и уже охватывают все сферы общественных отношений. Частота протекания конфликтов, а также их разнородность становятся причинами смещения политических приоритетов внутри государства. При этом в системе международных отношений вновь обособляется фактор силы. Собственно говоря, на данное обстоятельство неоднократно указывал и сам глава государства Ильхам Алиев: «Сегодня в меняющемся мире фактор силы, можно сказать, уже официально вышел на передний план». Согласитесь, подобные мировые тенденции уж больно напоминают «гонку вооружения». Миру уже приходилось переживать такой период и чем все это заканчивалось, нам всем известно.

«Сила» в международных отношениях становится основным системообразующим фактором, а международное право – основным инструментом манипуляций. События в Украине являются косвенным доказательством данной гипотезы. Запад и Россия «бодаются» мускулами, при этом принуждая государства примкнуть к тому или иному лагерю конфликта. Как только ты примкнешь к одной из сторон конфликта, автоматически превращаешься в какую-либо фигуру в чужой партии геополитической игры. Именно данный фактор необходимо учитывать во время анализа и оценки конкретной ситуации. Нельзя обольщаться, ложные иллюзии в геополитике могут привести к непоправимым ошибкам. Вот отчасти почему, главе государства порою приходится прибегать к не совсем популярным методам, что практически сразу становится предметом необоснованной критики и огульной демагогии радикалов.

Таким образом, с учетом всех объективно существующих тенденций, можно позволить себе утверждать, что конфликт является матрицей современной системы международных отношений. Иными словами, путь к защите национальных интересов или к их реализации проходит через конфликт. Конфликт становится неминуемой реальностью. А, чтобы ответить на вопрос: «кому выгоден конфликт?» — нет необходимости в академических знаниях.

В таких условиях наличие сильной переговорной позиции становится стратегическим ресурсом государства. «Сильная переговорная позиция» — это понятие слагаемое. Даже и не сомневаюсь, что в блажащим будущем этому понятию будут посвящены десятки, сотни исследований ведущих стратегических центров мира. Необходимо учесть, что сильная переговорная позиция вовсе не заключается исключительно в физическом преимуществе над оппонентом, хотя конечно же, сила – это весомый аргумент.

Если попытаться провести параллели между стратегией «сильной переговорной позиции» и политикой главы государства Ильхама Алиева, то мы увидим, что президент страны буквально с первых дней своего президентства как раз и придерживался данной стратегии. Очень коротко, выделим условные этапы президентства главы государства. Этап первый заключался в том, чтобы обеспечить сохранность монолита команды власти. Здесь условные переговоры велись внутри власти. Этап второй заключался в определении взаимоотношений с оппозицией. На данном этапе были прочерчены условные красные линии этих взаимоотношений. Следующий этап заключался в определении экономической стратегии развития страны. Были сформулированы приоритеты, а также осуществлена адекватная оценка потенциалов всех имеющихся отраслей.

После того как сформировался некий облик государства, страна перешла на этап мягкой демонстрации силы. На данном этапе мы активно начали увеличивать число стран, которые, если даже не будут поддерживать нас во время конфликта, то хотя бы не будут критиковать и не перейдут на противоположную сторону. На этом этапе развития наша цель заключалась в том, чтобы Азербайджан в современной системе международных отношений начали воспринимать как полноценного партнера. Уже на следующем этапе развития мы стали примерять статус лидера региона. Сначала необходимо было сделать так, чтобы данный статус никому не мешал или никого не раздражал. После чего, страны должны были привыкнуть к этому статусу Азербайджана. На следующем этапе данной стратегии процесс реализации всех региональных проектов должен был зависеть от степени заинтересованности в этом проекте нашей страны. В действительности все так и произошло. Успех каждого вышеотмеченного этапа был обеспечен, в том числе и наличием сильной позиции Ильхама Алиева в условных переговорных процессах, которыми сопровождались вышеотмеченные этапы развития страны.

Именно обеспечение переговорного преимущества, т.е. абсолютное стратегическое превалирование страны, как раз и позволили нам силовым методом реализовать национальный интерес, т.е. восстановить территориальную целостность. Да, процесс продолжается, но это объясняется тем, что ведется активная работа по обеспечению преимущества и сильной позиции уже в последующих этапах.

Асиф Адиль, автор Minval.az

Нет комментариев

Лента новостей

29 Сентябрь 2024

28 Сентябрь 2024

Предыдущие новости