Общественно-политическая интернет газета
Постепенно проясняются детали новой курдской стратегии Турции, начатой в начале октября. Как уже сообщал haqqın.az, после прозвучавшего 1 октября призыва президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана к «внутреннему единству», был запущен качественно новый процесс.
Практическим проводником новой политики Эрдогана стал Девлет Бахчели, лидер Партии националистического движения (MHP), который вначале обратился с предложением о сотрудничестве к депутатам от Демократической партии народов, считающейся политическим крылом террористической Рабочей партии Курдистана, после чего призвал лидера курдских террористов Абдуллу Оджалана, отбывающего пожизненное заключение на острове Имралы в Мраморном море, обратиться к РПК с призывом сложить оружие.
Как отметил в интервью haqqin.az отставной турецкий дипломат, «сделать такое заявление в турецкой политике, кроме Бахчели, не смог бы никто».
После чего президент Эрдоган, долгое время хранивший молчание, публично выразил поддержку призывам Бахчели, заявив на еженедельном собрании парламентской фракции правящей Партии справедливости и развития, что Турция – это дом как для турок, так и для курдов, и что два народа, которые веками жили бок о бок, должны перед лицом событий в регионе объединиться в единый кулак.
При этом президент четко дал понять, что его призыв не имеет отношения к членам Рабочей партии Курдистана, заявив, что Турция больше не вернется к начатому в 2010-х годах «процессу урегулирования», который был сорван РПК, и продолжит борьбу с курдскими террористами.
Важно отметить, что поначалу Демократическая партия народов, третья по численности фракция в парламенте Турции, приветствовала заявления Девлета Бахчели, а также призыв Эрдогана к курдской общине сплотиться перед «угрозой изменения карты региона и территориальных претензий Израиля на Анатолию».
Однако затем «Кандильское крыло» внутри партии предприняло попытку сорвать процесс примирения, заявив, что изменения в регионе, которыми Эрдоган пугает общину, «могут принести выгоду курдам».
При этом лидеры «Кандильского крыла», похоже, не учли, что курдское население Турции представляет собой наиболее религиозные и консервативные слои общества. Уместно напомнить в этой связи, что самый крупный антиизраильский митинг последних лет состоялся именно в городе Диярбакыр, заселенном преимущественно этническими курдами.
Словом, после того, как 30 октября Эрдоган озвучил формулу «Национальное единство без РПК», возник вопрос, кто откликнется на призыв президента. И ответ не заставил себя долго ждать.
Первым отозвалось региональное правительство Иракского Курдистана и, соответственно, семья Барзани, с которой Турция сотрудничает в рамках глубинной государственной стратегии на протяжении многих лет.
А еще ранее, спустя сутки после заявления Девлета Бахчели об Оджалане, лидер Иракского Курдистана Нечирван Барзани неожиданно прибыл с официальным визитом в Анкару, где провел встречи с президентом Эрдоганом, главой МИД Хаканом Фиданом и руководителем MİT Ибрагимом Калыном.
Позднее, выступая на панели форума Института исследований Ближнего Востока (MERI), проходившего в Эрбиле, Барзани позитивно отозвался о формуле Эрдогана «Национальное единство без РПК».
«Нельзя недооценивать шаги, предпринятые нынешним руководством Турции для урегулирования курдской проблемы, - отметил, в частности, Нечирван Барзани. - Мы рады началу нового мирного процесса в Турции. Наша позиция по этому вопросу ясна. Заявления уважаемого президента Эрдогана и лидера MHP Девлета Бахчели обнадеживают. Решение курдской проблемы будет выгодно не только для Турции, но и для всего региона. Недавняя террористическая атака в Анкаре нанесла этому процессу значительный ущерб».
Отметив, что РПК является врагом не только Турции, но и Иракского Курдистана, Барзани, как и Эрдоган, пообещал продолжать борьбу с террористами.
«РПК — это не просто проблема для Турции, но и серьезная угроза для нас, - подчеркнул Барзани. - РПК не уважает структуры и организации в регионе Курдистана и должна покинуть его. Как регион Курдистана мы хотим быть элементом стабильности. Наши отношения с Турцией находятся на высоком уровне».
В тот же день Масуд Барзани, лидер Демократической партии Курдистана (ДПК), выразил на 10-м Международном медицинском конгрессе Месопотамии в Эрбиле поддержку шагам, предпринятым Анкарой.
«Нас радует, что недавно в Турции были предприняты инициативы по началу мирного процесса. Надеюсь, что этот процесс завершится успешно и что никто не станет ему препятствовать», - заявил лидер ДПК.
По мнению наблюдателей, Турция, которая продолжает давнюю стратегию в отношении Иракского Курдистана, не случайно решила подключить к новому процессу влиятельную семью Барзани. Особенно если учесть, что в рамках обновленной в нынешнем году политики в отношении Ирака официальная Анкара подняла свои связи с Иракским Курдистаном на максимальный уровень. Именно в 2024 году благодаря турецким инициативам были восстановлены отношения между правительством Мухаммеда Шиа ас-Судани в Ираке и семьей Барзани.
Также не секрет, что исторический проект «Путь развития», реализуемый Турцией и Ираком, частично пройдет через территорию Иракского Курдистана. Ну а Эрбиль, в свою очередь, поддерживает Анкару в военных операциях против РПК – как известно, на территории Иракского Курдистана расположены несколько военных баз Турции.
Словом, по мнению наблюдателей, вовлечение в формулу Эрдогана «Национальное единство без РПК» семейства Барзани, имеющего родственные связи с некоторыми курдскими общинами в самой Турции, было вполне ожидаемым шагом.
Оригинал статьи по ссылке.
Руслан Баширли
Haqqin.az
21 Ноябрь 2024