Общественно-политическая интернет газета
ЧТО ПРОИСХОДИТ?
Реализация проекта строительства железнодорожной линии Решт – Астара, которая должна соединить железные дороги Ирана с Азербайджаном, а затем и с Россией, до сих пор не началась. Несмотря на то, что Москва в 2023 году согласилась выделить на этот проект кредит в размере 1,3 миллиарда евро, процесс выбора подрядчиков для строительства, а главное – выкупа земельных участков у частных владельцев, по маршруту железной дороги пока не стартовал.
Посол России в Тегеране Алексей Дедов в интервью газете «Известия» заявил, что Москва ожидает от Ирана график выкупа земельных участков и надеется, что этот документ будет представлен в ближайшее время.
Как известно, проект железной дороги Решт – Астара является стратегической частью международного транспортного коридора «Север – Юг», маршрут которого проходит через территорию Азербайджана. Подключение иранских железных дорог к азербайджанской и далее российской сети необходимо для полноценного функционирования коридора.
В настоящее время грузоперевозки по этому маршруту осуществляются по суше и частично через Каспийское море, но без железнодорожного сообщения транспортировка грузов в ожидаемых Россией объемах невозможна.
Одним из главных препятствий для реализации проекта остается вопрос выкупа земельных участков у частных владельцев: у Ирана до сих пор нет четкого плана решения данной проблемы. Посол Дедов отметил, что представление графика выкупа земель позволит внести ясность в процесс реализации проекта.
«Москва и Тегеран твердо намерены претворить этот стратегический проект в жизнь», — добавил российский дипломат. «Мы ожидаем график выкупа земель в ближайшее время. Надеемся, что это внесет определенность в реализацию проекта. Российская сторона, как и иранская, насколько я могу судить, настроена решительно», — заявил Дедов.
Согласно кредитному соглашению, подписанному между Россией и Ираном в мае 2023 года, строительство 162-километрового железнодорожного участка Решт – Астара должно осуществляться совместными усилиями сторон. Общий бюджет проекта оценивается в 1,6 миллиарда евро.
Однако российский кредит в размере 1,3 миллиарда евро пока не поступил на иранские счета, поскольку не завершена подготовка технико-экономического обоснования проекта, не создано совместное предприятие для выполнения строительных работ, а также не решен вопрос выкупа земельных участков у владельцев.
Между тем транспортный коридор «Север – Юг» имеет критическое значение как для России, так и для Ирана. Обе страны находятся под санкциями и заинтересованы в организации железнодорожных грузоперевозок по торговому маршруту, ведущему к Персидскому заливу.
Коридор «Север – Юг» – один из ключевых инфраструктурных проектов, способных изменить глобальную логистику. По данным экспертов, его полная реализация позволит значительно сократить сроки и стоимость перевозки грузов между Россией, Индией, странами Персидского залива и Юго-Восточной Азией.
Кроме того, успешная реализация проекта Решт – Астара приблизит «Север – Юг» к его изначальной цели — созданию мультимодального транспортного коридора, включающего железнодорожные, автомобильные и морские маршруты.
Однако российские эксперт начали выражать опасения, что у Ирана, вероятно, возникнут сложности с выплатой кредита. Выкуп земельных участков вдоль маршрута железной дороги Решт – Астара считается одной из главных причин, тормозящих реализацию проекта.
Вице-премьер России Виталий Савельев сообщил, что этот вопрос обсуждался с Тегераном как наиболее чувствительная проблема.
В декабре 2024 года иранская сторона взяла на себя обязательства предоставить график выкупа земель, но конкретных дат пока нет.
Дополнительные сложности возникают из-за того, что значительная часть земель под будущей железной дорогой была ранее передана ветеранам ирано-иракской войны. Эти земли плодородны, дороги, а процесс их выкупа требует согласования с владельцами.
В то же время Россия не намерена участвовать в финансировании этого процесса, что накладывает дополнительную ответственность на Иран.
Еще один ключевой аспект строительства — технические параметры железной дороги. В марте 2023 года было принято решение, что участок Решт – Астара будет построен с совмещенной колеей: сначала уложат европейский стандарт (1435 миллиметров), а затем российский (1520 миллиметров). Различие в ширине колеи требует замены колесных пар, что создает сложности для грузоперевозок.
Недостающий отрезок железнодорожных путей между Рештом и Астарой также входил в повестку дня Третьего Каспийского экономического форума, прошедшего в Тегеране 18 февраля.
Вице-премьер РФ Алексей Оверчук по итогам встречи с президентом республики Масудом Пезешкианом заявил, что Москва отмечает прогресс в решении проблем, обсуждаемых с иранскими коллегами.
Кроме того, по последним данным, технический проект дороги может содержать 18 тоннелей, что делает строительство сложным и дорогостоящим. По предварительным оценкам, оно займет не менее пяти лет после выделения финансирования. Если средства будут предоставлены к концу 2025 года, завершения строительства можно ожидать не ранее 2031-го.
Следует отметить, что с февраля 2022 года, то есть после начала широкомасштабной военной операции России против Украины, объем грузоперевозок между Россией и Ираном через Каспийское море увеличился. Однако возможности этого маршрута ограничены, так как иранские порты обладают низкой пропускной способностью, а у России недостаточно малотоннажных судов типа «река-море».
Кроме того, в Иране не хватает большегрузных автомобилей для транспортировки грузов от портов на Каспии до ближайших железнодорожных станций.
А успешная реализация проекта Решт – Астара приблизит Север – Юг к его изначальной цели. Проект железной дороги Решт – Астара имеет непосредственное отношение и к Азербайджану, однако из-за сохраняющихся серьезных вопросов, связанных с его реализацией, пока не проводились отдельные трехсторонние переговоры с участием Баку. Тем не менее, этот вопрос обсуждается в ходе двусторонних контактов представителей Азербайджана с российскими и иранскими официальными лицами.
21 декабря прошлого года в Москве министерства транспорта России и Азербайджана подписали соглашение о сотрудничестве в целях развития транзитных грузоперевозок через международный транспортный коридор Север – Юг. На днях президент Ильхам Алиев утвердил этот документ. Соглашение также предусматривает меры по увеличению объемов железнодорожных перевозок.
Хотя оптимистичные заявления о строительстве железной дороги Решт – Астара звучат уже долгие годы, но сдвинуть проект с мертвой точки пока не удается…
Оригинал статьи по ссылке.
Фархад Мамедов, автор haqqin.az
25 Февраль 2025