Общественно-политическая интернет газета
Азербайджанский гражданский самолёт, выполнявший рейс J28243 Azerbaijan Airlines Баку-Грозный, был сбит российской зенитной ракетой – теперь это уже практически официальная информация. Во всяком случае, об этом заявили Euronews азербайджанские правительственные источники. А зная уровень «информационной дисциплины», нет сомнений, что это не чья-то самодеятельность.
Раскрыты и другие ужасающие подробности. Уже подбитому самолету отказали в посадке в трёх российских аэропортах — притом что аварийный самолёт, согласно писаным и неписаным правилам гражданской авиации, без споров и разговоров сажают в ближайшем аэропорту, который способен его принять. Тем более что это Embraer, а не широкофюзеляжный Dreamliner или Аэробус. Самолёт с отказавшим управлением направляют в Актау, через Каспийское море. И на протяжении всего этого полёта у экипажа нет сигнала GPS!
Возможно, конечно, что отключение GPS – это стандартная «антидроновая» мера защиты. И она не имеет никакого отношения к «GPS-войнам», которые вела Россия, отключая сигнал GPS, к примеру, для Норвегии во время масштабных учений НАТО «Единый трезубец». Но, даже не будучи специалистом, можно понять, что значит лететь без GPS над морем, где нет видимых ориентиров, на самолёте с повреждённой системой управления, и какой высочайший профессионализм проявили погибшие пилоты AZAL. Это ещё не доказательства для суда, что рейс умышленно направили в море по принципу «концы в воду». Но сказать, что действия российских диспетчеров требуют объяснений – это ничего не сказать.
Вопросов слишком много, и азербайджанская аудитория имеет право услышать официальные ответы на них. И самый главный: почему на фоне атаки дронов и работы противовоздушной обороны аэропорт в Грозном не был закрыт? Да, украинские беспилотники «вскрывают» российскую воздушную оборону, но если в Грозном успели задействовать зенитно-ракетные комплексы, как могло произойти, что диспетчеры не сообщили об этом пилотам уже на подлёте? Азербайджанский Embraer 190, если верить рассказам пассажиров, трижды — ТРИЖДЫ! — заходил на посадку в Грозном, и почему-то лётчикам не сообщили, что внизу по целям работает ПВО! Что это — преступное головотяпство?
Почему в условиях атаки беспилотников и работы ПВО аэропорт города Грозный продолжал принимать гражданские самолёты? Почему небо не было закрыто? Как могло произойти, что в РФ успели задействовать зенитно-ракетные комплексы ПВО, но сообщить об этом диспетчерам и пилотам заходящих на посадку самолётов «времени не хватило»?
И самое главное: почему, несмотря на наличие неопровержимых фактов и доказательств, что азербайджанский гражданский самолёт был сбит российской ракетой ПВО, до сих пор нет ни сожаления, ни извинений со стороны официальной Москвы?
Ошибки у ПВО, конечно, случаются. Но не зря говорят: систему характеризует не ошибка, а реакция на неё. О том, что азербайджанский пассажирский самолёт был подбит зенитной ракетой, по вполне понятным причинам российские авиационные власти узнали первыми. Но «Росавиация» оперативно запускает версию, будто бы самолёт столкнулся с птицами. Это очень напоминает события 20 ноября 1991 года, когда нас пытались убедить, будто вертолёт Ми-8 с высшими правительственными чиновниками Азербайджана на борту, сбитый армянскими террористами у села Каракенд, «налетел в тумане на дерево».
Далее, через близкую к российским правительственным кругам сферу, усилиями тех, кого в интернете именуют «Z-блогерами», последовательно запускаются самые фантастические версии: самолёт упал в результате технической неполадки, будто бы на борту взорвался кислородный баллон, и так далее. Когда стала просачиваться информация, что в момент посадки разбившегося самолёта в Грозном отражали украинскую атаку беспилотников, появилась версия, будто бы самолёт был сбит «украинским дроном». Но это вызывает сомнения: столкновение с дроном возможно, но беспилотных истребителей, способных стрелять по воздушным целям, на вооружении ВСУ нет.
Сегодня, когда подбитый самолёт всё же дотянул до Актау, когда есть рассказы очевидцев и, простите, вещественные доказательства, ситуация меняется. После того как о том, что самолёт был сбит российской зенитной ракетой, заговорили правительственные источники в Азербайджане, она меняется коренным образом. И теперь затянувшаяся пауза с официальными заявлениями РФ выглядит совсем по-другому.
А теперь немного политики. Азербайджан и Россия – далеко не враждебные друг другу государства. Между нашими странами подписана Декларация о союзническом взаимодействии. Такие отношения предполагают уже совершенно другой уровень взаимопонимания, особенно в критических ситуациях. Как же тогда объяснить, что азербайджанский пассажирский самолёт сбит российской ракетой, а официальная Москва по этому поводу молчит?
Более того, международная практика показывает, что в подобных случаях лучший выход — это признать ответственность, выразить сожаление или принести извинения.
Азербайджан в этом плане демонстрирует достойный пример. В последние часы 44-дневной войны российский военный вертолёт был сбит на нахчыванском направлении. Несмотря на сложные обстоятельства, Баку признал ответственность, принёс извинения, открыл уголовное дело и выплатил компенсации семьям погибших лётчиков.
А теперь речь идёт о том, что российская ПВО по ошибке сбила гражданский самолёт. Погибло 38 человек. Прошло больше суток, но Москва до сих пор не признала свою ответственность, не принесла извинений и не выразила сожаления. Соболезнования — это совсем другое.
Молчание официальной Москвы, учитывая уровень двусторонних отношений, объяснить очень трудно. И очень не хотелось бы, чтобы J28243 превратился во второй МН17.
27 Декабрь 2024
КомментарииОставить комментарий