Общественно-политическая интернет газета
Когда создавалось Агентство кино Азербайджанской Республики (АКАР) при Министерстве культуры, мы все надеялись и верили в его справедливость и честность. Возможно и сами создатели хотели как лучше, а получилось как всегда. Об этом Minval.az заявил известный кинорежиссер Самир Керимоглу.
Напомним, что в сентябре 2023 года начала работу организация по производству фильмов АКАР. Тогда многие ждали от этой структуры грамотного подхода, согласно утвержденному регламенту и четким правилам конкурсного производства кинопроектов, потому что, будем честны, азербайджанская киноиндустрия не то, чтобы слабо развита, она умерла. А ведь в Азербайджане снимались прекрасные фильмы.
Режиссеры, продюсеры и сценаристы выражали уверенность в том, что новая команда сможет разобраться с недочетами и ускорить процесс развития кинопроектов, а не заниматься перетягиванием одеяла на себя, используя при получении прав на съемку имена высокопоставленных чиновников. Создатели кино считали, что при хорошем, грамотном и качественном подходе к творчеству азербайджанский кинематограф возродится как Феникс из пепла и вернет себе оливковую ветвь всенародной любви.
В июле 2023 года АКАР объявило конкурс кинопроектов, организованный государством в целях поддержки развития сферы кино, популяризации кинематографической деятельности и повышения опыта отечественных кинематографистов, производства фильмов, пропагандирующих национально-духовные и общечеловеческие ценности, а также поддержки частного сектора в этой сфере.
В данном конкурсе могли участвовать кинопроекты независимых продюсерских центров и других компаний, действующих в сфере кинематографии. Общий фонд конкурса составил 5 500 000 манатов, а проекты принимались по четырем направлениям: фильмы, производимые по государственному заказу; коммерческие фильмы; авторские фильмы; дебютные и студенческие фильмы. При этом 2 млн манатов выделено на госзаказы на кинопроекты (полнометражные или короткометражные художественные, документальные и анимационные фильмы). На проекты коммерческих фильмов (полнометражные художественные, документальные и анимационные) выделено 1 250 000 манатов, на авторские фильмы (полнометражные или короткометражные художественные, документальные и анимационные) – 1 250 000 манатов, дебютные (полнометражные или короткометражные художественные, документальные и анимационные фильмы) и студенческие (только короткометражные фильмы) – 1 млн манатов.
На 3-м этапе конкурса состоялась защита (питчинг) проектов участниками конкурса перед Отборочной Комиссией и Экспертным Советом. Победителями должны были стать проекты, успешно прошедшие этап питчинга.
Но всё оказалось куда более прозаично, предсказуемо. Причиной, побудившей режиссера Самира Керимоглу обратиться в редакцию Minval.az, стал сценарий его нового фильма, которому так и не суждено было увидеть свет из-за некомпетентности и равнодушного отношения членов Совета АКАР к своим профессиональным обязанностям.
Не читали, но осуждаем
По словам Керимоглу, его сценарий «Sözün varsa, de!» «запороли», даже не соизволив прочесть, который, кстати, прошел по всем пунктам питчингового отбора, не вызвав у жюри никаких нареканий. В принципе во всем мире так принято: если пройден этот этап, сценарий утверждают. Но в Азербайджане сочли, что в процессе утверждения обязательно должен участвовать Совет Минкульта. И именно этот Совет забраковал достойный проект известного режиссера Самира Керимоглу, при этом не удосужившись объяснить причину отказа, что выглядит странным и противоречит регламенту АКАР, в котором четко сказано – по каким именно параметрам сценарий может пройти.
Если сценарий участника конкурса не проходил, ему объясняли причину, так как каждый участник вправе знать, почему ему отказали. По словам режиссера, в Совете же не заморачиваются на такие «мелочи». Тогда как в состав этого Совета входят авторитетные, влиятельные лица, к примеру, театральные режиссеры, руководители телевизионных компаний, и никто из них не удосужился прочесть сценарий – просто наложили на него табу, без причин и объяснений.
«На возмущение моей команды директор АКАР Орхан Фикретоглу поспешил успокоить, дескать, будет создана апелляционная комиссия, и в ходе повторного пересмотра сценария будет вынесен окончательный вердикт. «Фильм пройдет обязательно. Я обещаю!» – эта фраза была сказана лично директором. Мы поговорили с ним и попросили предоставить хоть какую-то информацию о причинах отклонения сценария: «Назовите хоть один из десяти пунктов, согласно которым мой сценарий не прошел, докажите – почему именно. И если Вы мне докажете, я лично сниму свой сценарий с конкурса». Но прошло шесть месяцев с момента начала рассмотрения апелляции, команда ожидала решения апелляционной комиссии. И 10 мая дождалась: сценарий так и не утвердили, плюс ко всему отклонили законную просьбу на ознакомление с результатами, полученными в ходе прохождения первого тура, хотя мы имеем право знать, по каким пунктам и сколько баллов было выставлено сценарию», – рассказал режиссер.
По его словам, по закону, он имеет право обжаловать комиссионное решение, так как из семи человек там присутствовали трое, с которыми у него личностный творческий конфликт.
«И я уверен, что именно они могли проголосовать против моего сценария. С одним из них, Явером Рзаевым, я беседовал по телефону. Он приводил нелепые доводы, и сказал как бы между прочим: «Самир, твой проект хорош, но мне не нравится один пункт в твоем сценарии, ибо этого там БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО». Интересно, что такое заявляет человек, не принимавший в создании данной работы ни малейшего участия, не проживавший жизнь созданного нами образа, не ведавший его чаяний, далекого от внутреннего мира этого образа. Что значит сказать автору: «Тут такого быть не должно»? То, чего, по его словам, «быть не должно», является основной линией моей драматургии. То есть мнение этого человека – чисто субъективное, и оно не может влиять на судьбу моего сценария, никак не может. Он поделился мыслями со мной, но не имел права именно из-за того, что ему «показалось», рубить на корню мое детище. Я не знаю, если честно, рассуждал ли этот человек со своей точки зрения, или выражал мнение «Х-муаллима», читал ли он вообще мой сценарий? Я уверен, что не читал, потому что только после детального прочтения понимаешь созданный мною образ. И я уверен, что никто из них не читал моего сценария. Я настроен решительно и намерен добиться аннулирования решения апелляции, далее – выдвинуть претензию к директору АКАР, продемонстрировавшему некомпетентность», – отметил Самир Керимоглу.
Самое интересное, по словам режиссера, были несколько участников, у которых отсутствовали сценарии на конкурсе, но им дали право снимать фильм. Или же жюри было настроено изначально против одного из предложенных сценариев, но Совет дал зеленый свет, так как податель был влиятельным человеком, и отказать ему было нельзя. Также несколько соискателей не прошли по результатам питчинга, но Совет решил иначе, и эти соискатели получили право на съемку фильма.
«Я, конечно же, за то, чтобы снималось как можно больше фильмов, все достойные и талантливые люди снимать. Но отбор должен быть честным, понимаете? ЧЕСТНЫМ ДЛЯ ВСЕХ! Если вы правильная и прозрачная организация, то почему скрываете итоги, почему не указываете на те, или иные ошибки команды, подавшей сценарий на рассмотрение? И почему снова в приоритете крутые дядечки, которым невозможно отказать?», возмущается режиссер.
Члены Совета без проблем получили финансирование для своих проектов
«Я понимаю, что читать 120 сценариев – дело нелегкое, но это ВАШЕ ДЕЛО. Также шли разговоры о том, что мой фильм может быть и коммерческим в том числе. Да, я согласен, это авторский фильм, он может быть и коммерческим, и в этом случае принесет часть затраченных на его съемки денег обратно в казну благодаря кассовым сборам. Ведь как бывает: государство выделяет деньги на съемки, фильм снимают, и он после незначительного просмотра ложится на полку на долгие годы, а деньги, затраченные на его создание, уплывают в никуда в итоге. А мой фильм мог бы быть успешным, так как в сценарии присутствуют все необходимые для хорошего национального кино элементы, связанные с традициями нашего народа, с традициями города, национальный музыкальный колорит. Это типичный азербайджанский фильм, который требовали и по регламенту АКАР, это было их требование. Кроме того, бюджет, к примеру, выделяет миллион на съемки, а мы сократили эту сумму почти в два раза. У нас есть все ресурсы для того, чтобы снимать полнометражное кино, у нас одна из самых лучших команд в Азербайджане. Но проблема в другом: заявки на съемку подавали и сами члены Совета, в том числе и тот самый «большой человек, которому невозможно было отказать»», – глубоко возмущен режиссер.
По словам С.Керимоглу, Рамиз Фаталиев, присутствовавший в апелляционной комиссии, тоже подавал сценарий, и он был утвержден.
«Между нами давний конфликт, продолжающийся вот уже более десяти лет, и я почти убежден, что именно поэтому мне были поставлены отказные баллы. 14 лет Министерство культуры мне, Самиру Керимоглу, принципиально не дает фильм. В данный момент директор АКАР Орхан Фикретоглу продолжает эту «традицию», хотя я не понимаю – почему, ибо у него нет никаких оснований для того, чтобы не давать нам право на съемку фильма, так как и продюсер у нас – один из самых лучших в Азербайджане. Я считаю себя тоже не вторым и не третьим по режиссерскому мастерству. Эти люди, несмотря на свои обещания, слово не сдержали», – сказал режиссер.
Минкульт запретил мейхану?
«Одна из негласных претензий со стороны Совета – мейхана в моем фильме. Но разве в Азербайджане существует официальный запрет на использование мейханы – уникальной части азербайджанского фольклора в кино? Тем более, что в мейхане этой нет пропаганды аморального образа жизни, наркотиков и так далее. Фильм проникнут азербайджанским духом, национальным бытом, в создании сценария принимали участие известные писатели. В процессе конкурса многие подходили ко мне и выражали восхищение нашей работой, говорили, что проект интересный и увлекательный, говорили, что хотели бы посмотреть этот фильм на большом экране. Я уже подал претензию в Минкульт, потому что это дело касается непосредственно их. Орхан Фикретоглу ошибается: кому-то дает сразу по два фильма, или же документальный фильм за такой же бюджет, как и художественный – это несправедливо. Я бы хотел посмотреть, почему этим соискателям дают столько ресурсов, и по каким параметрам они прошли. Мне не предъявили никаких доказательств, указывающих на некомпетентность моей работы и потому я считаю, что «запарывание» моего проекта было умышленным, это был акт чьей-то мести и возможность дать «зеленый свет» другим, более выгодным, соискателям», – резюмировал Самир Керимоглу.
Все это выглядит очень печально. Печально, что наше общество так и не избавилось от дурных традиций землячества, тапша, угодничества. Верно сказал в свое время писатель и киносценарист Михаил Шолохов: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».
Интересно знать, что скажет на этот счет сам Орхан Фикретоглу, чем объяснит отказ режиссеру? Мы готовы выслушать и его точку зрения.
Яна Мадатова
Minval.az
24 Ноябрь 2024
23 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий