Общественно-политическая интернет газета
Как уже сообщал Minval, в беседе с Politico помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил, что страна не планирует захватывать Зангезур после того, как обе стороны не смогли договориться о его открытии. По его словам, «этот проект потерял для нас актуальность, и вместо этого мы можем осуществить его с Ираном».
«Нашей повесткой дня было только создание транспортных связей и коммуникаций в рамках двустороннего взаимодействия. Если да, то да, а если нет, ну и ладно. Это все еще в силе, но от армянской стороны потребуется показать то, что она действительно заинтересована в этом», — сказал Гаджиев.
Данное заявление в переводе с дипломатического языка на популярный означает следующее: по условиям Трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 г., Армения взяла на себя обязательство открыть беспрепятственное сообщение и гарантировать безопасность движения. Своё обязательство она не выполнила, начав спекулировать на названии «Зангезурский коридор». Ей неоднократно объясняли (иной раз на высшем уровне и публично, как в мае этого года на саммите ЕАЭС в Кремле), что вопрос не в названии и уж точно не в слове «коридор», в который в условиях отсутствия общепринятого определения можно вкладывать любой смысл. Не коридор, так что угодно, но главное, чтобы транспортное сообщение было беспрепятственным, а движение грузов, транспортных средств и граждан — гарантированно безопасным. Объясняли Еревану, но армянские политики продолжали иррелевантные дискуссии с целью «заболтать», завести в лабиринт и не выполнить пункт 9.
Скоро исполнится 3 года с момента взятия Арменией на себя этого обязательства. Азербайджан почти заканчивает свою часть работы, а Армения даже не думает начинать, предпринимая попытки переиначить трактовку первоначального соглашения.
По большому счету, в данном вопросе не столько Азербайджан зависит от Армении, сколько наоборот, так как то, что предлагает Азербайджану Армения взамен своих обязательств, Баку может получить и УЖЕ ПОЛУЧИЛ от Тегерана. То есть, план «Б», о котором в интервью АЗЕРТАДЖ в начале сентября говорил глава МИД Джейхун Байрамов, у Азербайджана всегда имелся, и, более того, он уже начал его реализовывать. Однако наличие у самой Армении какой бы то ни было реальной альтернативы железнодорожной связи её с Россией и Ираном через территорию Азербайджана весьма сомнительно. Появление прямой железной дороги из Армении в Иран является с точки зрения экономической оправданности и обоснованности полной утопией, а таковая через Абхазию вряд ли в обозримом будущем откроется. Ветка Гюмри-Карс закрыта, видимо, надолго, а на железную дорогу Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс Армению не допускают инвесторы и пайщики консорциума. Единственным железнодорожным направлением для Армении остается Грузия, которая там же прерывается и становится для Армении тупиком.
Так что, то, что предлагала Азербайджану Армения, Баку взял у Тегерана, а свой план «Б» Армения так и не создала.
Отсюда и слова Хикмета Гаджиева, что проект через Зангезур потерял для нас прежнюю остроту. Свои задачи мы выполнили, а Армения так и не вышла из самоизоляции. Но если она пожелает начать пользоваться дорожной инфраструктурой на территории Азербайджана и Турции, то она знает, что она должна дать взамен.
Подсказка: не то, что Баку уже получил от Ирана, а кое-что попривлекательнее. Если же нет, то Армения так и останется навеки «даланом».
Без предоставления Азербайджану транспортного сообщения по своей территории на лучших, чем через Иран, условиях (а хоть даже на условиях экстерриториальности) наша территория и территория Турции останутся для Армении закрытыми! Тогда и посмотрим, каких результатов экономического развития она добьётся.
Зухраб Дадашов
Minval.az
24 Ноябрь 2024
23 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий