Свобода людям, независимость нациям!

Расстрелянный театр

27 марта, в воскресенье, мир отметил Международный день театра. Где, казалось бы, писаные и неписаные законы требуют вспоминать и дошедшие до нас античные театры, публиковать очерки о наиболее известных драматургах, актерах, режиссерах, рассказывать о громких постановках и ярких премьерах и, конечно же, в который раз цитировать шекспировское «Весь мир — театр»

Но сегодня, к сожалению, куда важнее рассказать о расстрелянном театре.

Визуальным символом Международного дня театра в Азербайджане стала фасадная стена Агдамского театра, разрушенного армянскими оккупантами. Эта стена так же, как и разрушенный Музей хлеба, стала одним из символов Агдама — «Хиросимы Кавказа».

Возможно ли обеспечить в ходе боевых действий защиту культурных объектов — тема сложная и неоднозначная. И термин «сопутствующий ущерб» тоже придумали не зря. Но одно дело — это «случайное отклонение». И совсем другое — намеренный вандализм, когда стирают с лица земли целые города. Вместе с музеями, театрами, школами, картинными галереями, домами….

Причем, как отмечали и отмечают многие эксперты, Агдам, конечно, получил повреждения во время боевых действий, но настоящее разрушение города произошло уже потом. Агдам стал жертвой невиданного по своим масштабам вандализма. Город разрушали и грабили уже во время оккупации. А Агдамский театр «провинился» в глазах оккупантов прежде всего тем, что олицетворял собой азербайджанскую культуру. И будем реалистами: агрессия и оккупация чужих земель выглядит именно так.

А за несколько дней до Международного дня театра мир потрясла трагедия в украинском Мариуполе. Где российские войска нанесли ракетный удар по местному драматическому театру. В расположенном здесь бомбоубежище укрывались многие жители города. С двух сторон у здания выложили на земле надпись «ДЕТИ» — так, чтобы ее прекрасно было видно с высоты. Но все это не спасло театр от ракет.

Что это — «сопутствующий ущерб»? Но на дворе XXI век с высокоточным оружием. Азербайджан во время своей 44-дневной войны прекрасно продемонстрировал, как оно действует — этот самый «сопутствующий ущерб» был сведён к минимуму.

Но как тогда объяснить удар по театру и бомбоубежищу под ним? Тем более что театр стоит, вернее, к величайшему сожалению, стоял посередине незастроенной площади? Кто-то в «Арбатском военном округе» решил, что в этом театре ставились пьесы, восхвалявшие ОУН и УПА?

И еще один важный штрих. Сегодня об этом не очень любят вспоминать, но в Ереване оккупированные районы Азербайджана, окружающие бывшую НКАО, цинично именовали «освобождёнными территориями». Не уточняя, при этом, что «освободили» их от законных хозяев и коренного населения. Параллельно раскручивая направленные на «расчеловечивание» азербайджанцев штампы — «исламисты», «исламские фундаменталисты», «кока-кола старше Азербайджана», «вашу государственность вообще придумал Ленин» и «вы героизируете Рамиля Сафарова».

И точно так же «освободителями» именовали себя — по крайней мере в первые дни — российские «силы вторжения» в Украине. А российская пропаганда точно так же надрывала связки, убеждая всех и вся, будто бы «Украину необходимо денацифицировать»,  «в Украине восхваляют фашистов и бандеровцев», «украинскую государственность придумали только для того, чтобы использовать Украину против России» и т.д. Те же штампы, которые так же далеки от реальности. И которые ни в коей мере не оправдывают удары по театрам, музеям и жилым домам. И шекспировское «Весь мир — театр» сегодня слишком часто приходится «примерять» на разрушенные, разбомбленные, расстрелянные театры и Азербайджана, и Украины, и других стран, куда заявились непрошеные «освободители».

Здесь можно было бы поставить точку. Но… есть еще позиция отдельно взятых театральных деятелей. Тех, которые дружно принимались голосить по поводу мифического «уничтожения армянского наследия в Карабахе», но не рисковали даже пискнуть по поводу разрушенных театров Агдама и Физули. А затем устраивали перфомансы в поддержку российской армии и с обыгрыванием буквы Z, хотя вряд ли не знали о трагедии в театре Мариуполя.

И вот это уже не игра. И ответственность за нее, прежде всего моральная, уже другая. После которой не стоило бы обижаться на отмену гастролей и пустые залы.

Нурани, обозреватель Minval.az

Нет комментариев

Лента новостей

27 Сентябрь 2024

Предыдущие новости