Свобода людям, независимость нациям!

Расим Мусабеков: Участникам Авраамских соглашений десятилетиями придется догонять Азербайджан

Помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху провели встречу. Издание The Jerusalem Post назвало переговоры сторон «переломным моментом» в региональной политике. По данным источников ресурса, встреча состоялась всего спустя 48 часов после диалога Нетаньяху с госсекретарем США Марко Рубио, «что свидетельствует о растущем импульсе для потенциального включения Азербайджана в рамки Авраамских соглашений». Кроме того, издание отмечает значимость Азербайджана с точки зрения его вовлечения в региональные планы новой администрации США в рамках интересов Израиля, а также расширения сотрудничества в сфере безопасности. Насколько эффективными могут оказаться шаги по реализации намеченных планов в отношении Азербайджана, может ли это коснуться 907-й поправки, стоит ли данную активность увязывать с нарастающим взаимодействием между Ираном и Россией, а также угрозами, исходящими от Тегерана, «Минвалу» рассказал азербайджанский политолог, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков.

«Мне не очень понятна тема включения Азербайджана в Авраамские соглашения, ведь его суть заключается в том, что целый ряд арабских государств нормализует свои отношения с Израилем, восстанавливают с ним дипломатические отношения, продвигают в той или иной степени какие-то торгово-экономические связи. Ожидается, что главным государством, которое подключится к Авраамским соглашениям, будет Саудовская Аравия. У Иордании и Египта есть такие отношения, а Объединенные Арабские Эмираты и Марокко уже их установили.

А если взять Азербайджан, то он не то, что дипломатические отношения давно установил, отношения Израиля и Азербайджана находятся на уровне стратегического партнерства. Мы настолько далеко ушли в отношениях с Израилем, что участникам Авраамских соглашений придется нас догонять не одно десятилетие. Поэтому включение Азербайджана может лишь послужить примером того, как можно выстраивать отношения стратегического партнерства с Израилем. Только в этом качестве, потому что во всем остальном Азербайджан находится намного дальше тех рамок, которые предусмотрены Авраамскими соглашениями», — сказал эксперт.

Комментируя утверждения о намерениях относительно Азербайджана, политолог затруднился предположить, насколько он включается в планы новой администрации США в контексте Израиля, «потому что с Израилем Азербайджан довольно интенсивно проводит политический диалог, развивает торгово-экономические отношения, но с США пока еще такого диалога на нужном уровне не ведется».

«И о включении Азербайджана в планы и в какую-то стратегию новой администрации США в контексте Израиля сказать сложно. Не все же должно делаться только по взмаху дирижерской палочки Вашингтона. Слава богу, Азербайджан и Израиль свои отношения выстраивают независимо от того, какая администрация была в Белом доме», — добавил он.

Администрация Байдена, напомнил Мусабеков, была негативно настроена по отношению к Азербайджану, и Баку свои отношения с Израилем развивал без оглядки на Вашингтон: «Думаю, что это будет делаться и сейчас».

«Вполне возможно, что новая администрация с большим уважением будет относиться к азербайджанской позиции и взаимодействие с нами, в том числе в контексте азербайджано-израильских отношений, будет позитивно отражаться и на отношениях Азербайджана и США. Но это пока еще открытый вопрос, ответ на который еще нужно поискать», — сказал депутат.

Что касается 907-й поправки, эксперт указал на ее символический характер: «По большому счету Азербайджан не нуждается в помощи США. Азербайджан – самодостаточная страна, с серьезными финансовыми авуарами, а несколько десятков миллионов долларов, которые американцы могли бы выделить в качестве военно-технической помощи, больше нужны для использования в собственных военных целях. Нет их, ну и не надо в таком случае. Если американцам надо будет, то они сами к Азербайджану с этим предложением обратятся. Думаю, что в Баку правильно все оценивают – значит, если вам надо, то 907-ю поправку вы замораживаете, а в другое время вы ее используете для давления на Азербайджан… Думаю, что даже когда США захотят в силу своей необходимости вновь эту поправку использовать и что-то предложить Баку, то тут еще подумают, нужно ли нам такую помощь принимать. Шантажировать отменой и включением 907-й поправки, думаю, Азербайджан не позволит».

Мусабеков считает очевидным тот факт, что сегодня Азербайджан рассматривается и в Вашингтоне, и в Москве, и в европейских столицах очень серьезно в двух измерениях: «Первое – это Иран и возможные военные действия в отношении Ирана, что так или иначе может коснуться и нашего государства. Поэтому к нам есть интерес в этом смысле».

«Но для Азербайджана это, в первую очередь, вопрос максимального снижения данных рисков для себя. Второй момент – это транскаспийские проекты, энергетические, коммуникационные. И здесь Азербайджан занимает узловое положение как по направлению Восток-Запад, так и Север-Юг. Думаю, что в этом смысле внимание к Азербайджану, безусловно, будет достаточно продолжительным. Но Баку рассматривает все эти проекты, исходя из собственных экономических интересов. Понятно, что и с точки зрения укрепления своей безопасности», — уточнил эксперт.

Говоря об интересе к Азербайджану на фоне усиливающегося взаимодействия между Ираном и Россией, политолог назвал это сотрудничество «достаточно конъюнктурным», и указал на наличие в Иране «серьезного недоверия» к РФ.

«Независимо от того, что было подписано какое-то соглашение о стратегическом партнерстве, Россия не скрывает того, что просто хочет использовать Иран. Да, РФ очень важно иметь через Иран коммуникационный выход к так называемым теплым морям — к Персидскому заливу и далее по короткому маршруту в Индийский океан. Россия в этом сегодня заинтересована, но насколько она в состоянии реализовать эти проекты? И если Иран сможет отрегулировать свои отношения с западными странами, насколько в дальнейшем Тегеран будет заинтересован в очень тесной дружбе с Москвой — большой вопрос. Иран экономически, конечно, в десятикратно большем объеме завязан на Китае и Индии. Он очень заинтересован в том, чтобы выйти из-под санкций и восстановить свои традиционные связи с Западной Европой. При всех случаях Азербайджан занимает ключевое место, в том числе между Россией и Ираном. Думаю, что он придает дополнительный геополитический вес и значение как в глазах Тегерана, так и в глазах Москвы», — заключил Мусабеков.

Оригинал статьи по ссылке.

Алла Зейдуллаева

Minval.az

 

Нет комментариев

Лента новостей

22 Февраль 2025

21 Февраль 2025

Предыдущие новости