Общественно-политическая интернет газета
Накануне государственного визита в Казахстан Владимир Путин подписал указ о назначении вице-премьера правительства РФ Виталия Савельева специальным представителем президента России по развитию международного транспортного коридора "Север-Юг". Другим распоряжением в качестве управленческой структуры была создана специальная рабочая группа по развитию транспортного коридора.
В чем же будет заключаться роль спецпредставителя президента России и что ожидать странам-участницам транспортного проекта "Север-Юг" от его рабочей группы?
Виталий Савельев является наиболее авторитетным руководителем российского "транспортного цеха". Во всяком случае, его влияние в этом сегменте российской экономики достаточно широко и распространяется от гражданской авиации до системы железных дорог. И, что самое главное, Савельев, по всей видимости, в обход аппаратной субординации имеет личный доступ к президенту Путину.
Напомню, что с 1990 по 1996 год, когда Владимир Путин был председателем Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, Савельев руководил в Питере советско-американским совместным предприятием "Диалог-инвест", а с 2009 по 2020 год возглавляемая Савельевым авиакомпания "Аэрофлот" вошла в топ-20 крупнейших авиаперевозчиков мира. Затем он возглавлял Министерство транспорта РФ, в мае 2024 года указом Путина был назначен заместителем председателя правительства РФ, а с июня 2024 года Савельев также находится в статусе председателя Совета директоров ОАО "Российские железные дороги".
Понятно, что с таким впечатляющим бэкграундом Савельеву будет проще общаться с ключевыми фигурами, связанными с развитием МТК "Север-Юг", прежде всего, с президентами Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана, не говоря уже о министрах экономического и транспортного блока этих государств.
Скорее всего, именно под Савельева и была создана Рабочая группа по развитию МТК "Север-Юг", в состав которой вошли министр транспорта РФ Роман Старовойт, советник президента РФ Игорь Левитин (бывший глава Министерства транспорта), генеральный директор РЖД Олег Белозеров и заместитель главы Министерства транспорта Дмитрий Зверев, назначенный ответственным секретарем рабочей группы.
Словом, у проблематики МТК "Север-Юг" наконец-то появился достаточно серьезный инструмент, который будет выполнять функции управленческой надстройки над остальными исполнительными структурами и координационными центрами. К ним следует отнести правительственную "Дирекцию транспортных коридоров", саму компанию РЖД, инфраструктурный банк ВТБ, а также Министерства транспорта стран-участниц проекта.
Перед данной группой мы видим перечень задач, выходящих за рамки исключительно хозяйственно-экономической деятельности РФ и охватывающих зону ответственности других государств, входящих в пояс союзников и партнеров Российской Федерации.
По существу, группе развития МТК "Север-Юг" необходимо двигаться в нескольких направлениях.
А именно окончательно выбрать маршрут для западного (азербайджанского) железнодорожного сегмента МТК, содействовать разработке полноценного технико-экономического обоснования, а также осуществить необходимые шаги для формирования консорциума стран-строителей и структур, развивающих проекты МТК "Север-Юг".
К тому же должны быть решены задачи инфраструктурной поддержки и развития логистической среды в экономической зоне МТК "Север-Юг". И проведен мониторинг существующего грузопотока и систематический анализ расшивки узких мест в рамках текущих бюджетных средств, в ряде случаев с участием бизнеса. Должна быть сформулирована и стратегия перспективного развития МТК "Север-Юг" на среднесрочный и долгосрочный периоды.
Учитывая, что связка сегментов и распределение грузопотоков МТК "Север-Юг", в основном, будет на территории Российской Федерации, есть необходимость провести ряд работ на местной сети железных дорог, к которым относится электрификация участка Ртищево-Кочетовка (срок реализации до 2029 года); строительство западного обхода Саратовского узла Приволжской железной дороги с усилением железнодорожного участка Липовский-Курдюм (срок реализации до 2027 года); реконструкция станции Аксарайская II и строительство дополнительных главных путей на участке Аксарайская II - Малый Арал (до 2030 года). И, наконец, что особенно важно для азербайджанского транзита, развитие железнодорожного пункта пропуска Дербент и строительство новой пограничной станции Самур II (запланировано к реализации до 2030 года).
Из-за отсутствия инфраструктуры на территории Ирана и блокированного транзита через Армению Западный сегмент МТК "Север-Юг" пока не в полной мере осуществляет заложенную в него миссию сквозного транспортного коридора. Тем не менее азербайджанский сегмент МТК "Север-Юг", помимо железнодорожного транспорта, интегрирует массовые автоперевозки из Грузии и Турции в Россию.
В целом, в 2023 году через российско-азербайджанский переход Самур-Ялама проследовали 8 миллионов тонн грузов, в том числе 43 тысячи контейнеров (ДФЭ). То есть в западном сегменте МТК "Север-Юг" по сравнению с 2022 годом объем контейнерных перевозок возрос вдвое (19,1 тысячи ДФЭ). Притом что общий объем перевозок вырос всего на 2 процента. Кстати, на Иран было перевезено более 0,52 миллиона тонн грузов и 1,7 тысячи ДФЭ. В данном случае указаны данные аналитического мониторинга Евразийского банка развития.
Три автомобильных пункта пропуска - "Яраг-Казмаляр", "Тагиркент-Казмаляр" и "Ново-Филя" показали в сумме по итогам 2023 года полтора миллиона тонн транзита (в сравнении с уровнем 2020 года рост в три раза). Таким образом, действующая инфраструктура Россия-Азербайджан способна обработать грузопоток плюс транзит в диапазоне от 9 до 12 миллионов тонн в год.
Для поддержания роста грузопотока по сети МТК "Север-Юг" "Российскими железными дорогами" продлены на 2025 год ранее введенные скидки на перевозку некоторых позиций грузов, в частности, 50-процентная скидка на транспортировку черных металлов через погранпереход Самур на границе с Азербайджаном и далее через погранпереход Беюк-Кясик-Гардабани на азербайджано-грузинской границе.
Со своей стороны Азербайджан проводит реконструкцию трассы на подходах к границе с Россией, а Россия ведет проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы на участке Дербент-Самур и на погранпереходе Дербент. Мощность участка планируется довести к концу 2027 года до 20 миллионов тонн.
Оригинал статьи по ссылке.
Александр Караваев, автор haqqin.az
05 Декабрь 2024
04 Декабрь 2024