Свобода людям, независимость нациям!

Почему Узбекистан «обскакал» все армии Центральной Азии?

Вооруженные силы Узбекистана в рейтинге Global Firepower признаны самыми мощными в регионе, способными дать отпор посягательствам на суверенитет республики: ее президент пошел по пути не только закупки вооружений, но их собственного производства и масштабной подготовки военных кадров.

Global Firepower — это базирующийся в США неправительственный военный сайт, оценивающий военную мощь стран мира. В его адрес порой звучит критика – некоторые эксперты имеют претензии к методологии составления рейтинга армий, публикуемого ежегодно. Методология сложна, базируется на данных анализа порядка 60 факторов, говорящих о боеспособности вооруженных сил. Спорить по поводу объективности Global Firepower можно, конечно, сколько угодно, но на данном этапе его оценки считаются наиболее приближенными к реальности, и конкурентов в составлении рейтинга армий у него пока нет – во сяком случае, на публичном уровне.

По положению на 2023 год ознакомимся с возможностями вооруженных сил государств Центральной Азии – взрывоопасного региона, граничащего с Афганистаном и пытающегося лавировать на внешнеполитическом треке в условиях острой конкуренции в ЦА разных центров силы. Лидером среди государств Центральной Азии стал Узбекистан, занявший в рейтинге 62-ю позицию, то есть он продвинулся, по сравнению с предыдущим годом, на 7 ступеней, чему есть объяснение – о нем речь пойдет ниже. На одну рейтинговую строку от Узбекистана отстал Казахстан – 63-е место, то есть он улучшил свои показатели на 1 пункт. На столько же продвинулся Туркменистан, заняв 82-е место. От них сильно отстают Кыргызстан – 107-й в рейтинге (ранее 90-е место), и Таджикистан – 120-е против 111-го.

В тройке лидеров — США, Россия и Китай. На четвертом месте Индия, следом идут Великобритания, Южная Корея, Пакистан, Япония, Франция, Италия. Это, так сказать, ТОП-10, до которого Турция не дотянула всего на 1 позицию – она на 11-м месте. А последними в рейтинге значатся Бутан, Бенин и Молдова.

Разумеется, интересно узнать, как обстоят дела у Азербайджана: оказалась, гораздо лучше, чем у всех стран Центральной Азии и Южного Кавказа, хотя АР пришлось воевать, что, по идее, должно было сильно истощить ее ресурсы. Но, судя по рейтингу, у Баку еще достаточно пороха в пороховницах и, к тому же, есть большой опыт ведения боевых действий, которого, кстати, очень мало у лидера Центральной Азии – Узбекистана. По версии Global Firepower, Азербайджан занял 57-е место среди 145 стран. Соседние же государства Южного Кавказа заметно от него отстали: Грузия на 85-й позиции, Армения – на 94-й.

Заметим также, что азербайджанская армия входит в тройку сильнейших на постсоветском пространстве, включая три государства Балтии – ее опередили только Россия и Украина. До ТОП-3 не дотянула даже Беларусь — 60-е место в мировом рейтинге.

Но на чем базируется индекс, теоретически определяющий боевой потенциал страны, в котором не учитывается ядерное вооружение? Тут, помимо численности вооруженных сил, номенклатуры вооружения и его количества, профессиональной подготовки кадров, военного бюджета, учитывается множество факторов – вплоть до технологического развития той или иной страны, ее природных ресурсов, транспортных и логистических возможностей, валютных резервов и т.д.

Но вернемся к Узбекистану и его стремительному прорыву и лидерству. Во-первых, президент Мирзиеев вплотную занялся военным реформированием страны и пошел по пути создания отечественного вооружения и военной техники, в том числе, беспилотных летательных аппаратов. С точки зрения политической и экономической независимости от других государств в поставках вооружения и укрепления суверенитета, шаг этот крайне важный. Но при этом Ташкент сохраняет военно-техническое сотрудничество с Пентагоном, НАТО, Пекином и Москвой.

Говоря о последней. В настоящее время в узбекской армии наблюдается явный перевес вооружения и техники советского и российского производства – танки различной модификации, боевые машины пехоты и десанта, бронетранспортёры и бронированные автомобили, хотя наличествуют также американские и турецкие. Противотанковое вооружение и ракетные комплексы тоже преимущественно российского и советского производства, но есть и китайский ЗРК дальнего действия для поражения самолётов, крылатых ракет, вертолётов и прочих воздушных объектов.

Не будем утомлять читателя перечислением возможностей узбекской армии, включая артиллерийские, противовоздушные, авиационные и т.д. Отметим лишь, что, во-первых, ВВС республики, как считают эксперты, способны качественно контролировать безопасность своего воздушного пространства; отражать террористические угрозы разного уровня. Армия также готова к оперативному наращиванию сухопутных войск за счёт резервистов, подготовке которых постоянно уделяется большое внимание. И, что немаловажно, в Узбекистане четко налажено обучение военных кадров, то есть в стране, в отличие от других государств Центральной Азии, сохранена вся система высших военных учебных заведений: Академия Вооружённых Сил, Военно-технический институт Национальной гвардии, Военный институт информационно-коммуникационных технологий и связи Минобороны, Таможенный институт, Академия МВД, другие вузы соответствующей специализации.

Все это, конечно, замечательно, но угрозы – как внутренние, так и внешние – в Центральной Азии сохраняются, и регион подстраховывает Россия: напомним, в Кыргызстане и Таджикистане дислоцированы российские военные базы, и обе страны плюс Казахстан являются членами ОДКБ. А в Туркмении бдит и Китай. Учитывая возможные деструктивные действия, в Узбекистане создана Государственная комиссия по вооружению армии – для обеспечения обороноспособности страны. Ее деятельность разносторонняя и далеко не формальная.

Выше был упомянут Азербайджан, превосходящий мощью армии все государства Центральной Азии – 57-е место в рейтинге. Если бы не карабахская война 2020 года, Азербайджан имел все шансы попасть в ТОП-50 армий мира. Но по свидетельству президента Ильхама Алиева, азербайджанские ВС стали восстанавливаться и усиливаться сразу же после победы, в частности, силы специального назначения различных войск увеличены в 2-3 раза, созданы новые спецподразделения. Рост армии, пояснил азербайджанский лидер, необходим для решения новых оборонительных задач. Каких именно – не уточняется: Армения с военной точки зрения недееспособна. И в Ереване этого уже не скрывают. Так, Panorama.am цитирует секретаря фракции «Честь имею» парламента РА Тиграна Абрамяна, написавшего на своей странице в социальной сети Facebook следующее: «Пока Пашинян продолжает кампанию по унижению и уничтожению армянской армии, … президент Азербайджана заявляет, что за последние два года он более чем в два раза увеличил личный состав подразделений специального назначения азербайджанской армии».

Но, полагает законодатель, армянскую армию «можно привести в чувство», поставить перед ней серьезную боевую задачу, однако «главным препятствием на этом пути однозначно является николовская власть (премьера Пашиняна – прим. автора), при которой армии и ее основам был нанесен колоссальный ущерб». И хотя «времени очень мало, однако в условиях отстранения этой власти у нас есть возможность восстановиться и подняться на ноги».

Тут возникает вопрос: на чем основан такой оптимизм, когда армия Армении — 94-е место в рейтинге – уступает всем армиям Южного Кавказа? И когда в конце прошлого месяца министр обороны РА даже отказался явиться на закрытое парламентское обсуждение текущего состояния ВС республики, имеющихся в ней проблем и их решения. Депутатов, в частности, беспокоит, «почему армянская армия стала непривлекательной и военнослужащие ее массово покидают».

Вопрос, конечно, риторический. И очевидный ответ на него, тем более – развернутый, не оставляет надежд на скорое «приведение в чувство» деморализованных и оголенных Вооруженных сил Армении. Увеличение расходов на оборону в этом году, как обещал Пашинян, на 113% по сравнению с 2018 годом (!?), то есть до $1,2 млрд, а также заверения в том, что «мы уже начали процесс реформ в армии», ничего не дадут. Надежды на то, что «Запад нам поможет», а Россия будет вынуждена помогать неверному «союзнику», поливающему ее помоями и всячески дискредитирующему, видятся напрасными, пусть кто-то и даст что-то на бедность или на создание иллюзии, что Армения еще может «защитить себя», претендовать на «откусывание» хоть какого-то кусочка Азербайджана – так, для имиджа. Или из далеко не благих побуждений.

Но спасать и вооружать до зубов Армению никто не станет. Посеять хаос – да, но не более. Ее спасение — в реализации мирной повестки, развитии экономики, коммуникаций, добрососедских отношений. Два с лишним года, прошедших с окончания войны, не подвигли армянскую сторону на созидание. Случись иначе, Армения могла бы заняться и строительством армии как символа страны, но не как агрессора. Но этого не произошло. И стоит ли вообще в такой ситуации говорить о каких-либо рейтингах, а, тем более, в контексте мощи армии.

Кот Леопольд призывал: «Ребята, давайте жить дружно!» Тогда не надо будет ни защищаться, ни нападать, ни клянчить покровительства то одного центра силы, то другого, то третьего. Это, конечно, в идеале. А в суровой действительности хорошо бы начать с простого, ставшего сложным – научиться договариваться и жить в мире. Узбекистан, кстати, в этом смысле подал хороший пример государствам постсоветского пространства: статус самой мощной армии среди стран Центральной Азии не помешал ему это сделать.

Ирина Джорбенадзе

Minval.az

Нет комментариев

Лента новостей

07 Октябрь 2024

06 Октябрь 2024

05 Октябрь 2024

Предыдущие новости