Общественно-политическая интернет газета
Леворукие дети обладают таким же уровнем интеллекта, как и правши, однако их мозг обрабатывает информацию иначе, что требует особого подхода в образовании. Эти особенности должны учитываться как педагогами, так и родителями при организации учебного процесса, передает Oxu.Az.
История отношения к леворукости претерпела значительные изменения. Еще в XX веке в школах существовала практика принудительного переучивания левшей, когда детей заставляли писать правой рукой. Современная наука доказала, что такой подход не только неэффективен, но и может нанести серьезный психологический вред ребенку. По статистике, количество леворуких детей в последние десятилетия увеличивается, что делает вопрос адаптации образовательных методик особенно актуальным.
Доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Института психолого-социальной работы Сеченовского университета Ольга Шалина, участвовавшая в масштабном исследовании нейропсихологических особенностей леворуких детей, в беседе с kp.ru подчеркивает: "Леворукость сама по себе не является отклонением или патологией. Это вариант нормы, однако у таких детей действительно наблюдаются определенные особенности в развитии памяти, освоении письма и переработке информации".
Пространственное восприятие как ключевая особенность
Одной из наиболее характерных черт леворуких детей является специфическое пространственное восприятие. В отличие от правшей, которые обычно изображают предметы объемно, левши склонны к "распластанным" изображениям. Эта особенность может проявляться не только в рисовании, но и отражаться на освоении грамматики и арифметики.
"Грамматические конструкции и пространственные отношения обрабатываются одними и теми же структурами мозга, в частности, теменно-височно-затылочной областью", - объясняет Шалина. Эта область отвечает за так называемый "квазипространственный фактор", когда для понимания сложных логических конструкций, например, различия между "братом отца" и "отцом брата", мозг визуализирует эти отношения в пространстве.
Аналогичные механизмы задействуются при математических операциях, особенно при сложении и вычитании с переходом через десяток. Именно поэтому леворуким детям может требоваться больше времени и усилий для освоения этих навыков.
Развитие памяти и внимания
Исследование также выявило интересную закономерность: у леворуких детей слухоречевая память формируется быстрее, чем зрительно-пространственная, что указывает на активность левого полушария мозга. При этом в начальных классах им может быть сложнее запоминать услышанную информацию, но к четвертому классу эта разница обычно нивелируется.
Примечательно, что около 71% леворуких детей демонстрируют признаки гиперактивности, быстрее утомляются и теряют концентрацию внимания. Это делает особенно важным включение в их образовательную программу подвижных внеурочных занятий и специальных тренингов, направленных на развитие саморегуляции и устойчивости внимания.
Практические рекомендации для родителей и педагогов
Для преодоления трудностей в обучении, которые могут возникать у леворуких детей, Ольга Шалина рекомендует использовать специальные упражнения на развитие пространственного восприятия:
- игры, требующие ориентации в пространстве;
- упражнения на определение направления (сзади, спереди, сверху, снизу);
- выполнение движений в зеркальном отображении;
- координация действий обеих рук;
- рисование с поворотом изображений на определенный угол.
Интересно, что даже такое простое занятие, как игра в бадминтон неведущей рукой, может стимулировать развитие логики и счета у ребенка.
Авторы исследования отмечают важный факт: по мере взросления леворукие дети совершают все меньше ошибок, а их учебная продуктивность значительно возрастает. Поэтому особенно важно оказывать поддержку таким ученикам именно в младших классах, создавая для них насыщенную и развивающую образовательную среду.
26 Июнь 2025
25 Июнь 2025
КомментарииОставить комментарий