Общественно-политическая интернет газета
Азербайджан продолжает расширять сотрудничество с Североатлантическим альянсом и становится участником важного проекта НАТО — «Центра совершенствования морской безопасности» (MARSEC COE). Основным направлением деятельности Центра является участие стран-членов в обеспечении морской безопасности, а также поощрение других стран к выполнению обязательств в этой области.
То, что вооружённые силы Азербайджана приближаются по своим стандартам к армии Турции, а значит, и к НАТО, уже ни для кого не секрет и тем более не новость. По понятным причинам в центре внимания азербайджанской общественности до последнего времени были главным образом сухопутные силы. Однако не менее масштабные преобразования происходили и происходят в ВМС. Более того, многие натовские программы реализуются именно на море. Это и учебные курсы, и проверка соответствия отдельных подразделений, например палубных групп, стандартам НАТО, и многое другое.
Но вступление Азербайджана в MARSEC COE — это уже вывод сотрудничества с НАТО на море на совершенно новый уровень. Особенно с учётом того, что именно морская безопасность в ближайшем будущем может стать для НАТО одной из основных задач. Достаточно вспомнить серию инцидентов в Балтийском море с повреждением инфраструктуры, важной для стран альянса — от трубопроводов до кабелей связи.
Но какой здесь может быть роль Азербайджана? В самом деле, выхода в открытое море наша страна не имеет. Каспийское море — водоём замкнутый, и попасть отсюда в мировой океан на практике можно только через российский Волго-Донской канал. Так что вряд ли азербайджанские военные корабли в обозримом будущем появятся на Балтике или даже на Чёрном море — если, конечно, не попытаться перебросить их по суше в черноморские порты Грузии. Теоретически это возможно, но на практике так можно перевести небольшие катера, но не что-то более серьёзное.
Другое дело — азербайджанский военно-морской спецназ, те самые «морские котики». Спецназ ВМС Азербайджана уже неоднократно принимал участие в совместных учениях, в том числе в Турции, а это, ещё раз, зона ответственности и стандарты НАТО.
Но самое главное — членство страны в MARSEC COE позволяет поднять на новый уровень безопасность азербайджанских судов. Задача более чем актуальная. На фоне всего того, что происходит сегодня в мире — тем более. Мировое судоходство сталкивается с серьёзными угрозами в самых разных регионах мира — от Южно-Китайского моря до Африканского Рога, и это не считая Чёрного моря — зоны открытой агрессии России против Украины.
Но по меньшей мере не исключено, что членство Азербайджана в MARSEC COE позволит распространить новые стандарты безопасности и на судоходство в Каспийском море. Тем более что важность «каспийской логистики» растёт. Но, что не менее тревожно, растёт и политическая напряжённость на Каспии. Отсюда уже запускали «Калибры» по целям в Сирии и Украине, по морю переводят в РФ иранские беспилотники «Шахед», по базе Каспийской флотилии в Дагестане бьют украинские дроны…
Велик соблазн решить, что всё это уже ненадолго, что не сегодня, так завтра сработает дипломатия Дональда Трампа, и украинская война будет прекращена. Но весь вопрос в том, что, по крайней мере, пока дипломатия новой администрации на интенсивность боевых действий на украинском фронте повлияла не особенно. Повлияет ли в обозримом будущем, удастся ли достичь прекращения огня и, если да, то насколько устойчивым оно окажется — всё это пока из области предположений. К тому же, по первым прикидкам, позиции России и Украины расходятся слишком сильно, чтобы стороны легко договорились, а ставка на «без западной помощи Киев не продержится» может и не сработать. Тем более что помощь Киеву обещает и Европа. Растёт напряжённость вокруг Ирана.
Наконец, происходят политические подвижки в Центральной Азии, где задумываются об экономической и логистической диверсификации и обращают пристальное внимание на транскаспийский коммуникационный хаб, который позволяет выходить на рынки Европы в обход территории России. Всё это нуждается в гарантиях безопасности, и хотя пока никаких подписанных соглашений о том, что эти гарантии будут даны со стороны Североатлантического альянса, по понятным причинам нет, и вряд ли они появятся на будущей неделе, членство Азербайджана в MARSEC COE как минимум существенно расширяет здесь свободу действий. Да, это ещё не «солдаты НАТО на Каспийском море», но уже определённая форма политического присутствия альянса. А экономическое присутствие стран, входящих в НАТО, на Каспийском море ведёт отсчёт с 1994 года, когда в Баку был подписан «Контракт века».
Оригинал статьи по ссылке.
Нурани
Minval.az
27 Февраль 2025
КомментарииОставить комментарий