Общественно-политическая интернет газета
Официальная Москва прокомментировала заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна о том, что лишь функции мониторинга Зангезурского коридора могут быть переданы Федеральной службе безопасности России.
Представитель МИД России Мария Захарова 16 октября на брифинге заявила, что ее страна основывается на соглашениях в трехстороннем формате, касающихся открытия коммуникаций на Южном Кавказе и контроля над дорогой, соединяющей Азербайджан и Нахчыванскую Автономную Республику.
А поскольку была проделана большая работа со стороны трехсторонней рабочей группы, созданной по поручению лидеров России, Азербайджана и Армении, согласованы основные параметры разблокировки железнодорожного сообщения, включая транзит из основной части Азербайджана и Нахчывана в Сюникскую область Армении, как заявила Мария Захарова, "мы не видим альтернативы трехсторонним соглашениям и будем продолжать работать в этом направлении".
Таким образом, на вольной интерпретации Николом Пашиняном трехсторонних соглашений Россия поставила жирный крест, пишет газета "Каспий".
Не мониторинг, а контроль!
Дело в том, что выступая на прошлой неделе в Ереване на конференции "Перекресток мира: соединяя безопасность и демократию", глава правительства Армении Никол Пашинян, коснувшись темы Зангезурского коридора, предложил новую интерпретацию 9-го пункта Трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года, заявив, что пограничники ФСБ России могут выполнять в данном коридоре определенную функцию, но не "контроля", а "мониторинга".
Напомним, в этом заявлении прописано буквально следующее: "…контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ Российской Федерации". Так вот по мнению армянского премьера, этот пункт предполагает возможное выполнение Москвой функции мониторинга, то есть контроля за тем, как Армения исполняет свои обязательства.
Ряд армянских экспертов восприняли слова Пашиняна как уступку России и его согласие передать Москве контроль над транспортными коммуникациями между Азербайджаном и Нахчываном, а вольную замену понятия "контроль" на "мониторинг" объяснили простой игрой слов. Между тем это разные понятия, налагающие на акторов совершенно различные функции.
По Пашиняну получается, что Россия разместит свои погранвойска, чтобы мониторить действия армянских особистов. Вместе с тем цель Москвы - именно контроль над коридором, а вовсе не мониторинг. В этом и состоит геополитическая суть 9-го пункта Трехстороннего соглашения.
Альтернатива есть
Как известно, в качестве альтернативы для создания транспортных связей между Азербайджаном и Нахчываном рассматривается также маршрут через Иран, который в Тегеране уже прозвали "Аразской дорогой".
Причем для Анкары вопрос не имеет принципиального значения, через Армению или Иран будет проложен транспортный коридор в Центральную Азию через Азербайджан и Каспийское море. Турецкий министр транспорта и инфраструктуры Абдулкадир Уралоглу в этой связи заявил на днях, что транспортный коридор, соединяющий восточные регионы Азербайджана с Нахчываном, может проходить как через Иран, так и через Армению. При этом в первом случае длина маршрута составит 61 километр, во втором - около 43.
"Зангезурский коридор" является либо альтернативой, либо дополнением к железнодорожной линии Баку - Тбилиси - Карс, чтобы расширить ее пропускную способность, - пояснил турецкий министр. - Проект пересечет Каспийское море, пройдет из Азербайджана в Армению или Иран, а затем в Нахчыван, Дилуджу, Игдыр и Карс".
Более того, в начале октября российская компания "ВТБ - проектный офис" представила правительству РФ проект по развитию международного транспортного коридора "Север-Юг", в рамках которого предложила создание нового железнодорожного маршрута из Азербайджана в Иран в качестве альтернативы дороге Решт - Астара.
Проект, согласно которому предлагается соединить железной дорогой Имишли (Азербайджан) и Парсабад (Иран), был анонсирован в ходе официального визита премьер-министра России Михаила Мишустина в Иран 30 сентября.
Но самое интересное заключается в том, что новый маршрут может быть интегрирован и в прокладываемый через иранскую территорию железнодорожный отрезок, соединяющий западные регионы Азербайджана с Нахчыванской автономией Азербайджана и Турцией, решив таким образом сразу все проблемы. Так что Армении стоит подумать, ибо она может остаться и без этого проекта.
Оригинал статьи по ссылке.
Oxu.az
06 Ноябрь 2024
05 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий