Общественно-политическая интернет газета
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова решила прокомментировать мирный процесс между Баку и Ереваном. Госпожа споуксвумен говорила, что Трёхстороннее заявление Азербайджана, Армении и России – это по-прежнему работающий документ и «дорожная карта» урегулирования, повторила призыв РФ к проведению очередной встречи между Баку и Еревана в Москве, наконец, обвинила именно Армению в том, что выполнение соглашений пробуксовывает. Открыто пригрозила Еревану неприятностями: «Ввиду отсутствия мирного договора между Арменией и Азербайджаном попытки дезавуировать эти важнейшие документы считаем крайне опасными. Такой шаг неминуемо обернется серьезными рисками, в первую очередь — для самой Армении».
Вроде бы все понятно. Москва, во-первых, хочет сохранить за собой статус посредника, «первого среди равных», и поддержать статус Трёхстороннего заявления, на основании которого в регионе как раз и находятся российские миротворцы. А во-вторых, ответить на регулярные вербальные «шпильки» Еревана.
Но вместе с тем госпожа Захарова заявила буквально следующее: «Армянская сторона на саммите под эгидой ЕС в октябре 2022 года в Праге изменила на 180 градусов свою позицию по Карабаху, признав его принадлежность Азербайджану и «забыв» при этом с подсказки советчиков из Евросоюза хотя бы упомянуть о необходимости обеспечить надлежащим образом права и безопасность армянского населения данного региона».
Чем же так не устраивает Смоленскую площадь решение Армении признать территориальную целостность Азербайджана? Россия, если кто забыл, еще в начале девяностых признала Азербайджан в существующих границах, и эти границы включают Карабах. В феврале 2022 года президенты Азербайджана и России подписали Московскую декларацию о союзническом взаимодействии, первый пункт которой гласит: «Российская Федерация и Азербайджанская Республика строят свои отношения на основе союзнического взаимодействия, взаимного уважения независимости, государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ двух стран, а также приверженности принципам невмешательства во внутренние дела друг друга, равноправия и взаимной выгоды, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой». МИД РФ об этом не в курсе?
Так почему же тогда в Москве так занервничали после того, как Армения признала Карабах частью территории Азербайджана и приняла официально декламируемую позицию России?
Выходит, что восстановление территориальной целостности Азербайджана в планы Москвы не входило? Но тогда что предусматривала «дорожная карта» Трехстороннего заявления — «консервацию» конфликта? Сохранение на территории Азербайджана этакой «серой зоны»? Плавный дрейф к «Цхинвальскому» или даже «донбасскому» варианту, тем более что параллели между Донбассом и Карабахом проводил уже Лавров, а в школах Ханкенди создавали отделения российской «Юнармии»?
Можно посоветовать не строить «недружественных» версий и предположений. Тем более что после военной победы Азербайджана и разгрома хунты все эти игры потеряли смысл. Но на переговорах в Сочи Россия выдвинула свой план урегулирования, согласно которому, решение вопроса о статусе Карабаха предлагалось «отложить будущим поколениям», и это было подтверждено официально. Это предложение на переговорах в Сочи, напомним, «не прошло». Президент Азербайджана Ильхам Алиев четко и однозначно заявил: карабахский конфликт уже в прошлом. Но госпожа Захарова «реанимируют тему» сейчас. И как это понимать? Какие предложения намерена озвучить Москва на встрече, куда Захарова настойчиво приглашала представителей Азербайджана и Армении? На Смоленской площади не поняли ни позиции Азербайджана, ни пришедших в регионе изменений? Такое с российской дипломатией уже бывало. И что же – там продолжают держаться за старые установки и озвучивать провалившиеся варианты?
Наконец, в ведомстве Лаврова и Марии Захаровой не догадались, что заявление официального представителя МИД РФ прочитают не только в Ереване, но и в Баку? И начнут задавать вопросы, в том числе и не самые приятные для Москвы?
И вот эти вопросы меняют, скажем так, и восприятие слов госпожи Захаровой по поводу Трехстороннего заявления. Да, ответственность Еревана за срыв договорённостей несомненна. Но если Москва так переживала за судьбу этого документа, то начинать следовало разоружения армянских незаконных вооруженных формирований, находившихся в Карабахе. С вывода оттуда 10-тысячной группировки ВС Армении. Не позволять провозить по Лачинской дороге оружие, боеприпасы, мины и призывников для ротации. Все эти пункты Азербайджану пришлось выполнять собственными силами — со всеми вытекающими для престижа внешних игроков.
Теперь, после антитеррористических рейдов Азербайджана и разгрома хунты в Ханкенди, остался один не выполненный пункт Трёхстороннего заявления — открытие Зангезурского коридора, безопасность которого должны обеспечить пограничники ФСБ России.
Азербайджан, напомним, выступал и выступает за открытия коммуникаций. Однако позиция России в отношении территориальной целостности Азербайджана как минимум вызывает серьезные вопросы. Что уже заставляет рассматривать и Трёхстороннее заявление, и посредничество России под совсем другим углом. Просто потому, что в дипломатии такие заявления не остаются без последствий. Даже если на них не ответили нотами и вызовами послов.
Нурани, обозреватель
Minval.az
24 Ноябрь 2024
23 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий