Общественно-политическая интернет газета
Как уже сообщалось, 13 мая секретарь Совета национальной безопасности (СНБ) Азербайджана Рамиль Усубов встретился с делегацией, возглавляемой генеральным секретарем Совета национальной безопасности Турции Окайем Мемишем, находившейся с визитом в нашей стране. Во встрече также принял участие помощник Президента Азербайджана Хикмет Гаджиев. Рамиль Усубов выразил надежду, что первый визит генсека в нашу страну в новой должности, особенно встреча с Президентом Ильхамом Алиевым, внесёт вклад в укрепление мира и безопасности на территории двух братских государств.
Окай Мемиш, в свою очередь, отметил, что будет прилагать усилия для укрепления и дальнейшего углубления сотрудничества между соответствующими структурами, подчеркнув, что подобные встречи играют важную роль в совершенствовании совместной деятельности в области безопасности. Стороны также обсудили и другие вопросы, представляющие взаимный интерес.
На фоне этого, 16 мая секретарь СНБ Армении Армен Григорян отправился в Иран. Ожидалось его участие в форуме «Тегеранский диалог – 2025». Разумеется, это мероприятие. Но если в условиях нарастающей стратегической конкуренции в регионе глава СНБ Турции посещает Баку, а его армянский коллега едет в Тегеран — значит, есть множество вопросов, которые требуют обсуждения.
Особенно учитывая, что тема открытия Зангезурского коридора вновь на повестке дня. Армения обвиняет Азербайджан в якобы подготовке к эскалации. По вопросу открытия коридора позиции Турции и Азербайджана совпадают, в то время как Армения и Иран занимают противоположные позиции.
Какие закулисные нюансы могут скрываться за этими визитами?
Ровшан Магеррамов
Военный эксперт, полковник Ровшан Магеррамов в комментарии «Ени Мусават» отметил, что оба визита можно охарактеризовать как шаги, направленные на углубление сотрудничества в сфере безопасности между союзными странами и укрепление координированных действий:
«Азербайджан и Турция являются союзниками, как и Армения с Ираном. Каждый обсуждает вопросы безопасности со своими союзниками. Турция и Азербайджан поддерживают открытие Зангезурского коридора. Армения отказывается признавать термин “коридор” и сознательно затягивает процесс. Иран же категорически против открытия коридора. Иран неоднократно заявлял, что этот вопрос является для него “красной линией”. Нет сомнений, что во время недавнего визита нового президента Ирана в Баку вопрос коридора также обсуждался. Пока нет оснований говорить о смене позиции Тегерана, так как не поступило никаких официальных заявлений. Если и возможны какие-то изменения в позиции Ирана, то они скорее могут быть результатом влияния Турции или Китая, чем Армении. Даже если Армения искренне захочет открытия Зангезурского коридора, если Иран останется при своей позиции, он не позволит ей этого сделать. Тема Зангезурского коридора, разумеется, могла быть затронута и в ходе этих визитов. Отсутствие официальных заявлений не означает, что обсуждение не проводилось. Но говорить о каких-либо реальных результатах пока преждевременно».
Полковник полагает, что вопрос Зангезура будет решён в ближайшее время:
«Одна из целей визита секретаря СНБ Турции в Баку — содействовать снижению напряжённости в Южном Кавказе. То, что представитель Армении одновременно находился в Иране, не случайно. Видно, что существуют параллельные процессы. Турция стремится к установлению мира и сотрудничества в регионе. Посмотрим, проявит ли Иран такую же искренность».
Ильяс Гусейнов
Руководитель сектора Центра социальных исследований Ильяс Гусейнов отметил, что в нашем регионе происходят весьма серьёзные процессы:
«Речь идёт как об открытии транспортных и коммуникационных линий, так и в целом о формировании новой геополитической конфигурации, стратегических союзов и партнёрских отношений. Именно в этом контексте генсек СНБ братской Турции посетил Азербайджан. Я считаю, что по вопросам безопасности, национальной обороны и углубления союзнических отношений между двумя братскими странами были достигнуты важные договорённости. Этот визит был значим как по содержанию, так и по сути. Одновременно проходят встречи на высоком уровне между официальными лицами Ирана и Армении. Это вызывает немалое удивление и множество вопросов. Позиция Азербайджана справедлива, основывается на международном праве и нацелена на продвижение мира и партнёрства. Убеждён, что позиция, выработанная в рамках положений Шушинской декларации между Азербайджаном и братской Турцией, будет поддержана и международным сообществом. Для нас важнейшим является скоординированное взаимодействие обеих армий. Этот фактор сыграет ключевую роль в обеспечении надёжной безопасности в регионе».
Этбар СЕЙИДАГА,
«Ени Мусават»
17 Май 2025
КомментарииОставить комментарий