Свобода людям, независимость нациям!

Малюет «художник», а платить придется государству

Вопиющий факт вандализма произошел в сердце Баку – историко-архитектурном заповеднике «Ичеришехер»: на крепостную стену были нанесены нитрокраской ничего не значащие каракули – своеобразная подпись «художника» в собственном ничтожестве и трусости. Последнее – очевидно, так как днем эта узкая улица, ведущая к знаменитому кафе «Черт побери» всегда наводнена людьми, и потому вандалы «геройствовали» именно под покровом ночи.

В социальных сетях мнения на этот счет разошлись: кто-то утверждал, что никакой это не вандализм, а искусство граффити, и ничего предосудительного, по сути, не произошло. Дескать, в Европе на многих исторических зданиях рисуют уличные художники, и ничего им за это не бывает (ибо цивилизация и так далее). Но большинство все же склонялось к мнению, что «художников», изуродовавших крепостную стену, нужно найти и оштрафовать, причем, на такую сумму, чтобы на всю жизнь зареклись впредь делать нечто подобное.

Очень хочется ответить защитникам «творцов»: да, в Европе рисуют на стенах, и Берлин, чье татуированное «граффити» тело славится на весь мир самыми настоящими шедеврами, и причудливый стрит-арт привлекают миллионы туристов ежегодно. Но художники рисуют не на Рейхстаге, не на зданиях Музейного острова, не на Бранденбургских воротах, и, кроме того, без разрешения владельцев домов на стенах зданий рисовать никто не станет, так как в случае нарушения правил любителям граффити грозит очень серьезное наказание – вплоть до 3 лет тюрьмы. Но, тем не менее, в Берлине можно увидеть самые настоящие шедевры, на стенах этого города рисовал знаменитый Бэнкси, создавший мурал на тему Brexit.

Аналогичная ситуация во Франции, где искусство граффити тоже очень развито. Несколько лет назад испанский уличный художник Окуда Сан Мигель в рамках фестиваля уличного искусства украсил фасад заброшенного замка XIX века яркими муралами, но действия свои согласовал с властями страны.

В Венеции искусство граффити прекрасно уживается со стилем неба и воды, правда, некоторые шедевры стрит-арта, созданные известными уличным художниками (в том числе и Бэнкси) стремительно уходят под воду вместе с городом, и венецианские власти прикладывают все усилия для того, чтобы спасти прекрасные творения рук человеческих.

Но каракули, намалеванные на крепостной стене «Ичеришехер», никак искусством не назовешь, даже если у человека, пытающегося оправдать откровенный вандализм, абсурдно-извращенное воображение. Не прокатит, господа, ну никак. И потому автор заметки полностью разделяет мнение второй части электората: найти и наказать.

В Кодексе об административных проступках есть статья 231 (нарушение правил по защите культурных ценностей), согласно которой с физических лиц взымается штраф в размере 1500 (правда, с юридических и должностных лиц в разы больше, но мы отнюдь не склонны думать, что какой-то пьяный в драбадан чиновник в костюмчике ночью полез на крепостную стену, чтобы расписать ее каракулями). Если вандализм был совершен несовершеннолетними, штраф обязаны выплатить их родители.

В принципе, по сегодняшним меркам сумма в 1500 манатов – не маленькая, но все же и недостаточно большая. Кроме того, для удаления надписей с крепостной стены государство привлекло иностранных специалистов, а это недешевое удовольствие.

Получается, один глупец бросил камень в колодец, а десять мудрецов думают над тем, как его вытащить. Безымянный вандал изгадил стену, а государство теперь бюджетными средствами расплачивается за эту глупость. Возможно, кто-то из читателей обязательно произнесет наевшую оскомину фразу: Ребенок, что же поделаешь? Ну, нарисовал.

Отлично! Ребенок нарисовал, а родители, не сумевшие воспитать его правильно, пусть платят из своего кармана за его художество.

Самое интересное, что в Баку это уже четвертый за короткое время акт вандализма: сначала сломанные четки на памятнике Зейналабдину Тагиеву, теперь крепостная стена, расписанная недоумками. А вот если бы систему наказаний ужесточили и закон был бы обязателен для всех, тогда никто бы не посмел поднять руку на национальное наследие.

Опять же, обратимся к Европе, цивилизацию которой столь рьяно приводят в пример защитники местных вандалов: напомним всего несколько случаев, которые укажут на  гармоничную совокупность закона и порядка в этих странах. В Италии россиянина, нацарапавшего букву «К» (странно, что не Z) на стене Колизея, оштрафовали на 20 тысяч евро и посадили в тюрьму на 4 месяца. В Великобритании в 2020 году предложили увеличить штраф за вандализм до 30 тысяч евро и сажать в тюрьму сроком на 10 лет. Во Франции за вандализм и умышленную порчу общественной собственности штрафуют на 7 тысяч евро и дают срок до 2 лет.

Перенесемся из Европы в правильный Сингапур, где в 2015 году двух немцев, исписавших вагон метро, не только оштрафовали, но еще и приговорили к телесной каре, а именно побили палками (в этой стране законы для всех одинаковы, и, если нагадил турист, ему так же не удастся уйти от ответственности за свои деяния). Правда, немцы в качестве оправдания ссылались на то, что в их стране граффити – не преступление. И, как мы уже указали выше, это на самом деле так. Правда, нашкодившие туристы после заявили СМИ, что они полностью признают свою вину перед городом, и законы чужой страны действительно стоит уважать.

И вот тут самое время вернуться к нашим бакинским реалиям, где есть неизвестные хулиганы, искалечившие крепостную стену, очень мягкий вид наказания, который ничему их не научит, и общество, умудряющееся оправдывать даже самые гадостные проступки.

Что делать? Обивать пороги Министерства образования с просьбой включить правила уважения к общественной собственности в программу развития патриотизма у детей? Или требовать у депутатов Милли Меджлиса ужесточения наказаний для вандалов? Пожалуй, это единственный выход, так как удар по кошельку для нашего населения гораздо хуже, чем удар палкой по ягодицам.

Яна Мадатова    

Minval.az

Нет комментариев

Лента новостей

25 Сентябрь 2024

Предыдущие новости