Свобода людям, независимость нациям!

Кто стимулирует протесты в Каракалпакстане?

На фоне неожиданно вспыхнувших тревожных событий в узбекском Нукусе, являющимся административным центром Каракалпакстана, Ташкент проявил мгновенную реакцию и не дал разрастись нестабильности. Положение находится под контролем, а диалог центра с регионом продолжается.

Он оказался не пустопорожним, а результативным. Во всяком случае, насилие удалось быстро локализовать, хотя и не обошлось без жертв. Есть немаловажные вопросы, которые предстоит разрешить коллегиально.

Еще один вызов Ташкенту, еще один урок для соседей Узбекистана, да и для всех стран, которым влиятельные полюсы некогда уготовили сюрпризы с взрывоопасной начинкой под названием «подвижные границы».

Под ними и ранее, и ныне подразумеваются автономии внутри государств, границы которых напоминают линии тектонических разломов. Время от времени по ним происходят сдвиги, болезненные, кровавые и нешуточно угрожающие.

Узбекистан не первый и, увы, не последний, на долю которого выпал столь суровый вызов.

Обычно на фоне подобных обострений в разбор полетов включаются не только политики и эксперты, но и историки, которые ищут первопричины в прошлом. Центральную Азию не зря называют неспокойным регионом планеты. Там плотно переплелись судьбы многих этносов и народностей.

Во времена, когда миром неумолимо правили метрополии, соло на тему мин замедленного действия строго по расчетам выполняли картографы. После октябрьского переворота 1917 года в этой исторической области Евразии, которую традиционно именовали Туркестаном, отличились кремлевские картографы.

Чтобы не лезть в дебри и не запутаться в цепи варварских экспериментов столетней давности, достаточно взять за точку отсчета 12 июня 1924 года. В тот день Политбюро ЦК РКП (б) приняло Постановление «О национальном размежевании республик Средней Азии».

В Кремль, как было принято, были приглашены видные лица от народов, судьбы которых решала Москва. И она железно последовала принципу «мы посоветовались, а центр решил».

Историки считают, что созданная в феврале 1925 года Каракалпакская автономная область стала своеобразной компенсацией одноименному этносу за бесцеремонное отношение к его нуждам. Как бы ни было, сперва, область передали в состав Казахской АССР, затем в 1930 году она перекочевала в состав РСФСР, и в конце 1930 года автономия была включена в состав Узбекистана уже в статусе республики.

С тех пор много воды утекло в Сырдарье и Амударье, и народы, кстати, родственные друг другу, неоднократно выясняли отношения на почве территориальных притязаний и споров вокруг распределения водных ресурсов. Были серьезные разногласия вокруг принадлежности культурно-исторических памятников, сохранившегося наследия, которое большей частью не имеет явных национальных отметин.

Как бы трудно ни было, руководители и элиты, знаковые представители старших поколений соседних народов находили консенсус. Если не вспомнить недавние пограничные стычки между Киргизией и Таджикистаном, обозначившиеся разногласия между Нур-Султаном и Бишкеком, и другие сложности, то в большинстве нештатных ситуаций разрядка не заставляла себя долго ждать.

То, что произошло в начале июля в Нукусе, порядком выходит за рамки общепринятого. С 40-х годов народы единой республики строили отношения без обострений и сложностей. Этнически близкие к казахам каракалпаки всегда были законопослушными и лояльными к Ташкенту.

Да, их отношения регулировали положения двустороннего договора, однако никаких трений на межэтнической почве, или бюджетной дискриминации никогда не было. Наоборот, с высыханием Аральского моря экологическая обстановка в республике сильно пострадала, и центр всегда с вниманием относился к запросам жителей республики. Дотации Нукусу росли, и это было кстати.

Вот вдруг конституционная реформа попутала все карты, и традиционно спокойный и немного далекий от политики Нукус вдруг разбушевался и потребовал уважительного отношения к своему статусу (!) суверенной республики.

И снова ребром встает вопрос о приоритетности территориальной целостности над правом на самоопределение.

Это неоспоримый факт, что в Каракалпакстане всегда было спокойно и размеренно. Люди не особо интересовались политикой, больше были завязаны на своих социальных заботах. Экономика республики несколько подтянулась в последние полтора десятилетия за счет аграрного сектора.

Первый за всю историю республики митинг жителей Нукуса состоялся в свете подготовки к Конституционной реформе на почве недовольства местных сил предложенными поправками, да и то приведший к кровопролитию. Протестующие вышли на улицы и стали громить магазины, здания государственных учреждений и отделения правоохранительных сил, размахивая флагами республики.

Президент Шавкат Мирзиеев высказался по поводу неожиданно возникшего кризиса и был конкретен. В дестабилизации задействованы внешние центры. По сути событий они имеют много сходств с эксцессами, что имели место в Казахстане в начале года. Налицо использование политтехнологической разработки, когда хулиганствующие элементы вместе с так называемыми патриотами раскачивают ситуацию, добиваются пролития крови и этим подбивают простых людей к агрессии и вандализму.

Главное подорвать спокойствие, дальше, если не остановить разбой беснующихся, могут произойти страшные события с массовым кровопролитием.

Если говорить по существу, то горстка недовольных разыгрывает партию сепаратизма. С ее помощью оказывается давление на Ташкент, чтобы заставить его играть по новым правилам, расписанным внешними акторами.

Вроде политическое руководство вовремя сориентировалось и предприняло все возможное, чтобы стабильность была восстановлена. Самое главное, чтобы людей не обуял страх и неверие в дееспособность власти.

Возможно, заказчики были уверены в том, что горстка провокаторов раскачает обстановку, и положение выйдет из-под контроля. Однако власть не подкачала, предприняла все необходимое, чтобы локализовать конфликт.

Вот почему странно, что неожиданно в игру вступила Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), спрогнозировавшая новые  региональные осложнения. Надо понимать, обстановка в Нукусе в понимании стратегов ОДКБ стала триггером тревожных перемен.

Однако представители секретариата военно-политической организации тоже утверждают, будто в узбекских событиях прослеживается участие иностранных государств. Означает ли это, что ОДКБ включится в процесс, чтобы нейтрализовать внешние риски, направленные против Узбекистана? Если да, то в какой форме это произойдет?

Пока вопросов больше, чем ответов. Однако одно бесспорно. Узбекистан достаточно силен, и способен держать положение под контролем. Лучшей поддержкой друзей и партнеров может стать консультативное содействие,  если, конечно, в ней будет нужда.

Если Ташкент сочтет нужным, обратится к дружественным странам. Без надобности любые вмешательства принесут лишь вред.

Шавкат Мирзиеев, сделав шаг навстречу соотечественникам, заверил, что в новой Конституции Узбекистана останется положение о суверенитете Каракалпакстана и праве его народа на отделение на основании результатов всеобщего референдума.

Основной вопрос разрешен. Значит, конфликт можно считать исчерпанным. Отвечает ли это ожиданиям внешних сил? Вот это вопрос.

Тофик Аббасов

Minval.az

Нет комментариев

Лента новостей

13 Октябрь 2024

12 Октябрь 2024

Предыдущие новости