Свобода людям, независимость нациям!

Инцидент на границе: почему Армении нельзя доверить контроль над Зангезурским коридором и необходима третья сторона

На армяно-иранской границе произошёл пугающий во всех смыслах инцидент. Армянские таможенники избили водителя из Иранского Азербайджана, Умида Имамгулузаде. Как можно понять из просочившихся сообщений, на пограничном переходе в Мегри армянская таможня создала искусственный барьер: армянских водителей пропускали, всем остальным приходилось ждать. Умид Имамгулузаде возмутился и был «наказан». В СМИ и социальных сетях распространились видео с избитым до полусмерти водителем, вызывая возмущение других дальнобойщиков.

Намеренно оставим за скобками, как теперь поведёт себя Иран: там одна правящая команда уходит, другая ещё не пришла, а в такой период кардинальные решения, как правило, не принимаются. Важно другое. Дело не только в том, что причиной конфликта стал незаконный «барьер» для иранских грузовых фур. Водителя избили таможенники. Да, в случае конфликта госслужащие при исполнении могут применить силу для поддержания порядка или защиты собственной безопасности, но Умида Имамгулузаде избили до полусмерти по «правилам» уличной драки. И если в Армении так себя ведут таможенники – это верный признак того, что субъектов ещё весной 1918 г. криминального диктатуры «карабахского клана», Армения не перестала быть «зоной шпаны». Возможно, лишь сменив карабахскую шпану на иджеванскую.

И самое главное, жертвой произвола стал водитель из Южного Азербайджана, этнический азербайджанец. И это уже очень мало похоже на случайность. Значит, из этого инцидента должны быть сделаны самые серьезные выводы. Применительно к вопросу о Зангезурском коридоре, который, согласно Трёхстороннему заявлению, должен пройти вдоль охраняемой российскими пограничниками границы Армении и Ирана, и за безопасность которого должна отвечать ФСБ России. В Армении об этом коридоре не хотят и слышать, предлагая альтернативные варианты, где азербайджанским водителям придётся проезжать практически через всю территорию Армении по дорогам, контролируемым только Арменией.

Оставим в стороне качество этих дорог, их сезонность и прочие проблемы. Самое главное, инцидент в Мегри со всей убедительностью продемонстрировал, что этнические азербайджанцы, даже с паспортами вроде бы дружественных Армении стран, не могут чувствовать себя в безопасности на территории этой страны. Хороший повод напомнить, как знаток Ровшан Аскеров ещё до своего выезда из России говорил в одном из интервью: «Я гражданин России. Но в силу обстоятельств медийная фигура, люди знают, откуда я родом, и у меня не будет никаких гарантий безопасности. Война между Арменией и Азербайджаном идет с 1988 года. И она идет на территории Азербайджана. Нагорный Карабах – территория Азербайджана. Есть противостояние между двумя странами. Это всё равно что гражданину СССР въехать в Германию в 1943 году. В Армению я не еду по той же причине, почему не еду в Сирию. Я в любую страну еду спокойно, если знаю, что без проблем вернусь обратно. В случае с Арменией такой уверенности нет». Теперь война закончилась, а безопасности для азербайджанцев не прибавилось. Даже с паспортами третьих стран. Даже в такой охраняемой точке, как погранпереход. Следовательно, любые коммуникации между основной частью территории Азербайджана и Нахчываном могут быть безопасными исключительно при наличии гарантий третьей стороны. Ни на какие заверения, обещания и прочие «честное слово, ара, мамой клянусь» Азербайджан в этом вопросе полагаться не может. И не будет. Что бы там ни нашептывали разного рода доброжелатели в стиле «ну не надо требовать от Армении слишком многого».

Кто не верит – пусть просто представит на месте этого несчастного водителя кого-то из своих близких.

Отдел политики Minval.az

Нет комментариев

Лента новостей

10 Ноябрь 2024

09 Ноябрь 2024

Предыдущие новости