Свобода людям, независимость нациям!

Именно через Азербайджан Россия выйдет к портам Грузии и Турции

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ТЕМЫ

Как известно, транспортная экономика - одна из ключевых сфер российско-азербайджанского и российско-казахстанского взаимодействия. Азербайджанский железнодорожный транзит для России — это выход к портам Грузии и Турции, в то время как казахстанские «ворота» для России сопоставимы по значению с крупнейшим морским портом.

К примеру, ежегодный грузооборот Россия-Казахстан составляет около 110 миллионов тонн. Для сравнения: в 2022 году порт Усть-Луга (российский торговый порт в Финском заливе – ред.) обработал 124 миллиона тонн. Естественно, это разные направления, разные типы грузов и точек «досягаемости» для транспорта, но значение сопоставимо.

В ходе визита Владимира Путина в Казахстан главы РЖД и казахстанских железных дорог договорились создать совместное предприятие своих дочерних структур - соответственно «РЖД Логистика» и «КТЖ Экспресс» - для обеспечения бесшовной логистики по восточному сегменту МТК «Север-Юг»

Поэтому Россия готова принимать участие как в процессе развития западного сегмента на территории Ирана, так и в программе модернизации магистральной инфраструктуры Казахстана, включая терминалы в направлениях своих основных экспортных потоков.

Напомним, что весной на уровне отраслевых экспертов был опубликован список задач развития западного сегмента Международного Транспортного Коридора «Север-Юг» (от территории РФ до портов Персидского залива), включивший следующие позиции:

- необходимость урегулировать вопросы имущественных прав на землю вдоль железнодорожного полотна и станций на маршруте;

- зафиксировать принципы защиты инвестиций. Речь идет о комплексном развитии логистической, складской и сервисной инфраструктуры вдоль железных дорог и автомагистралей МТК «Север-Юг»;

- определить уполномоченные организации, имеющие необходимую компетенцию и административный ресурс для комплексного решения вопросов развития. В данном случае решение было найдено на уровне двусторонних межправительственных комиссий;

- создать или определить сквозной логистический сервис по перевозкам на МТК. Работа в этом направлении продвигается как на восточном, так и на западном сегментах МТК «Север-Юг»;

- утвердить механизм согласования тарифных ставок на транспортировку товаров по всему маршруту следования, а также на предоставление полного комплекса мультимодальных логистических услуг;

- проработать и утвердить технико-экономическое обоснование транспортно-логистического хаба в портовой зоне иранского Бендер-Аббас.

Но все же азербайджанский сегмент МТК «Север-Юг» перевозит с учетом автотранспорта в четыре-пять раз больше грузов

Хотя эти задачи были определены в качестве целевых ориентиров среднесрочной перспективы, объем грузооборота на западном и восточном сегменте последовательно возрастает, даже несмотря на сложности, вызванные экономическими санкциями, наложенными на Россию и Иран. Данная тема обсуждалась на очередном заседании Экономического совета СНГ под председательством заместителя председателя правительства РФ Алексея Оверчука.

В ходе визита Владимира Путина в Казахстан главы РЖД и казахстанских железных дорог договорились создать совместное предприятие своих дочерних структур - соответственно «РЖД Логистика» и «КТЖ Экспресс» - для обеспечения бесшовной логистики по восточному сегменту МТК «Север-Юг». Так же, как и на западном сегменте МТК здесь действует 50-процентная тарифная скидка.

Единый логистический оператор на восточном сегменте «Север-Юг» будет создан по аналогии Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК) внутри ЕАЭС, которая уже не первый год обеспечивает транзит китайских контейнеров по железнодорожной сети в сторону Беларуси и далее в Польшу. На это мало кто обращает внимание, но данный транспортный поток не остановился даже сейчас, поскольку европейские санкции на этот маршрут не распространялись.

Азербайджанский железнодорожный транзит для России — это выход к портам Грузии и Турции, в то время как казахстанские «ворота» для России сопоставимы по значению с крупнейшим морским портом

В настоящее время казахстанской и российской сторонами уже пройдены подготовительные процедуры для создания совместного предприятия. Ожидается согласие туркменской стороны на участие в данной структуре. Несмотря на то что восточный железнодорожный сегмент МТК «Север-Юг» полностью выполняет свою функцию, связывая Россию с портами Персидского залива, грузооборот по нему остается существенно более низким, нежели по западному сегменту - при пропускной способности в 10 миллионов тонн объем перевозок за первые 10 месяцев 2024 года составил здесь всего 1,8 миллиона тонн.

Таким образом, азербайджанский сегмент МТК «Север-Юг» перевозит с учетом автотранспорта в четыре-пять раз больше грузов. Поэтому востоку необходимо догонять запад, а западному сегменту, в свою очередь, следует форсированно развивать железнодорожные участки…

Оригинал статьи по ссылке.

Александр Караваев, автор haqqin.az

Нет комментариев

Лента новостей

17 Июнь 2025

16 Июнь 2025

15 Июнь 2025

14 Июнь 2025

Предыдущие новости