Общественно-политическая интернет газета
ПРОДОЛЖЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ТЕМЫ
Как известно, транспортная экономика - одна из ключевых сфер российско-азербайджанского и российско-казахстанского взаимодействия. Азербайджанский железнодорожный транзит для России — это выход к портам Грузии и Турции, в то время как казахстанские «ворота» для России сопоставимы по значению с крупнейшим морским портом.
К примеру, ежегодный грузооборот Россия-Казахстан составляет около 110 миллионов тонн. Для сравнения: в 2022 году порт Усть-Луга (российский торговый порт в Финском заливе – ред.) обработал 124 миллиона тонн. Естественно, это разные направления, разные типы грузов и точек «досягаемости» для транспорта, но значение сопоставимо.
Поэтому Россия готова принимать участие как в процессе развития западного сегмента на территории Ирана, так и в программе модернизации магистральной инфраструктуры Казахстана, включая терминалы в направлениях своих основных экспортных потоков.
Напомним, что весной на уровне отраслевых экспертов был опубликован список задач развития западного сегмента Международного Транспортного Коридора «Север-Юг» (от территории РФ до портов Персидского залива), включивший следующие позиции:
- необходимость урегулировать вопросы имущественных прав на землю вдоль железнодорожного полотна и станций на маршруте;
- зафиксировать принципы защиты инвестиций. Речь идет о комплексном развитии логистической, складской и сервисной инфраструктуры вдоль железных дорог и автомагистралей МТК «Север-Юг»;
- определить уполномоченные организации, имеющие необходимую компетенцию и административный ресурс для комплексного решения вопросов развития. В данном случае решение было найдено на уровне двусторонних межправительственных комиссий;
- создать или определить сквозной логистический сервис по перевозкам на МТК. Работа в этом направлении продвигается как на восточном, так и на западном сегментах МТК «Север-Юг»;
- утвердить механизм согласования тарифных ставок на транспортировку товаров по всему маршруту следования, а также на предоставление полного комплекса мультимодальных логистических услуг;
- проработать и утвердить технико-экономическое обоснование транспортно-логистического хаба в портовой зоне иранского Бендер-Аббас.
Хотя эти задачи были определены в качестве целевых ориентиров среднесрочной перспективы, объем грузооборота на западном и восточном сегменте последовательно возрастает, даже несмотря на сложности, вызванные экономическими санкциями, наложенными на Россию и Иран. Данная тема обсуждалась на очередном заседании Экономического совета СНГ под председательством заместителя председателя правительства РФ Алексея Оверчука.
В ходе визита Владимира Путина в Казахстан главы РЖД и казахстанских железных дорог договорились создать совместное предприятие своих дочерних структур - соответственно «РЖД Логистика» и «КТЖ Экспресс» - для обеспечения бесшовной логистики по восточному сегменту МТК «Север-Юг». Так же, как и на западном сегменте МТК здесь действует 50-процентная тарифная скидка.
Единый логистический оператор на восточном сегменте «Север-Юг» будет создан по аналогии Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК) внутри ЕАЭС, которая уже не первый год обеспечивает транзит китайских контейнеров по железнодорожной сети в сторону Беларуси и далее в Польшу. На это мало кто обращает внимание, но данный транспортный поток не остановился даже сейчас, поскольку европейские санкции на этот маршрут не распространялись.
В настоящее время казахстанской и российской сторонами уже пройдены подготовительные процедуры для создания совместного предприятия. Ожидается согласие туркменской стороны на участие в данной структуре. Несмотря на то что восточный железнодорожный сегмент МТК «Север-Юг» полностью выполняет свою функцию, связывая Россию с портами Персидского залива, грузооборот по нему остается существенно более низким, нежели по западному сегменту - при пропускной способности в 10 миллионов тонн объем перевозок за первые 10 месяцев 2024 года составил здесь всего 1,8 миллиона тонн.
Таким образом, азербайджанский сегмент МТК «Север-Юг» перевозит с учетом автотранспорта в четыре-пять раз больше грузов. Поэтому востоку необходимо догонять запад, а западному сегменту, в свою очередь, следует форсированно развивать железнодорожные участки…
Оригинал статьи по ссылке.
Александр Караваев, автор haqqin.az
11 Январь 2025
10 Январь 2025