Общественно-политическая интернет газета
Турция готовится к муниципальным выборам. Они состоятся в марте 2024 года. Однако после проигрыша на президентских и парламентских выборах в стане оппозиции пошел разлад. Ряд партий вышел из коалиции, а в «костяке» оппозиции Республиканской народной партии (РНП) произошел раскол. Молодежь требует отставки пожилых. Словом, Экрем Имамоглу потребовал отставки Кемаля Кылычдароглу. Это, кстати, отвечало и требованиям большинства электората. Вчера на внутрипартийном конгрессе Кемаль Кылычдароглу проиграл своим оппонентам, а на его место пришел Озгюр Озель. Турция – важнейший союзник для Азербайджана, а потому все тамошние внутриполитические, судьбоносные процессы находятся в центре внимания азербайджанцев.
О том, какие процессы развиваются в Турции, в интервью Minval.az рассказал турецкий политолог Орхан Гафарлы.
– Надо учитывать не только Озгюра Озеля, но и лидерство Экрема Имамоглу (мэра Стамбула). Роль последнего большая в замене председателя партии республиканцев. После проигрыша на президентских выборах, это было ожидаемо, потому что Кемаль Кылычдароглу 12 лет стоит во главе оппозиции и проигрывает действующей власти. Особых побед, кроме муниципальных и объединения всех оппозиционных сил, у него нет. Поэтому левоцентристское движение захотело поменять лидера. Тут надо подчеркнуть, что это также победа и Экрема Имамоглу, потому что именно он больше всего настаивал на замене лидера оппозиции. Это хороший месседж электорату: что да, они не смогли победить на выборах, но они обновились и теперь вновь готовы бороться за власть в стране.
– Озгюр Озель – новое имя для азербайджанского читателя. Мы слышали о Мансуре Яваше, Экреме Имамоглу, они были наиболее вероятными кандидатами. Почему они сошлись на кандидатуре Озгюра Озеля?
– Озгюр Озель – сильный оратор, он – медийный человек, может хорошо вести дебаты, возглавлял парламентскую группу от оппозиции. В политику Озель пришел из бизнеса, он возглавлял ассоциацию аптек Турции, несколько раз избирался депутатом из своего округа в Мерсине. Он – человек, который пришел в аптеку из низов, он умеет работать с профессиональными людьми, имеет хорошую команду академически, стратегически мыслящих людей, которые хорошо разбираются во внешней политике, также эти люди имеют хорошие менеджерские качества. Его поддерживает муниципальный лидер Экрем Имамоглу. Время покажет. Через несколько месяцев в Турции пройдут муниципальные выборы, и это будет первым его экзаменом. После станет понятно, тянет он на этот пост или нет.
– К Кемалю Кылычдароглу можно относиться по-разному. Однако он смог объединить вокруг себя все политические силы: левых, правых, центристов, курдов, сам он был алевитом, а это означает – и алевитов. Кроме того, он проводил мягкую политику, за что получил прозвище «турецкий Ганди». Но тут на сцену выходит человек, которого мало кто знает.
– Это в Азербайджане мало знают. В Турции Озгюра хорошо знают.
– Но он не Экрем Имамоглу и не Мансур Яваш.
– Дело в том, что Имамоглу и Яваш не захотели стать председателями партии, поскольку в таком случае они не смогут стать кандидатами на выборах. И Мансур, и Экрем хотят участвовать на выборах, и желают победить. Это им дает возможность быть электоральными людьми. Другой вопрос, что Мансур Яваш пришел в РНП от правоцентристов, среди республиканцев он не считается «своим», Экрему же нужно победить на выборах в Стамбуле, чтобы оставить этот город под контролем оппозиции. Большинство ожидало, что он будет лидером оппозиции, но он решил баллотироваться в мэры Стамбула.
– Кылычдароглу объединил все оппозиционные силы Турции против Эрдогана, но все равно проиграл. При такой консолидации оппозиции что может предложить новая команда?
– Значит, консолидация – это не выход. Для оппозиции, возможно, что и консолидация – хорошо, но, как показали президентские и парламентские выборы, эта стратегия не работает. Одной из причин недовольства Кемалем Кылычдароглу было то, что он давал около 40 мест оппозиции, которые не собирали и 1% голосов избирателей. Я имею в виду Давутоглу, Али Бабаджана и партию «Сеадет». Они в целом получили 38 мест за счет РНП. Кылычдароглу поэтому проиграл в своей партии. Он делал то, что ему не простили республиканцы и электорат.
– Какие перспективы у оппозиции на муниципальных выборах? Как известно, сейчас популярность Экрема Имамоглу упала. Победит ли оппозиция на выборах?
– Сейчас что-то говорить сложно. После президентских выборов я перестал доверять анкетным опросам, которые указывали на победу Кылычдароглу. Поэтому к их опросам надо относиться скептически. Однако оппозиция, однозначно, хотела изменений и не желала продолжать старый курс. Теперь они добились нужных результатов. Теперь вопрос в том, как избиратель будет реагировать. Имамоглу будет делать ставку на то, что он дважды победил Эрдогана на выборах и один раз – Кылычдароглу. Даст ли это результат, и сможет ли он оправдать себя в качестве лидера оппозиции? Покажет время. Как он будет вести свою кампанию, зависит сейчас от самого Имамоглу. Интересно то, что сам Имамоглу идет по пути Эрдогана: начинал с мэра Стамбула, это проторенная дорожка к лидерству в Турции. Однако даже проигрыш – не конец. Это переход на новый этап для Имамоглу. Однозначно пока можно сказать лишь одно – электорат не желает видеть у руля старые лица, а желает молодого лидера. В оппозиции произошли эти самые изменения.
– Сегодня в Турции с официальным визитом находится госсекретарь США Энтони Блинкен. С Эрдоганом он не встретится, но собирается обсудить с Хаканом Фиданом ситуацию на Ближнем Востоке, даже вопрос создания Палестинского государства. Каким вы видите развитие двухсторонних отношений в свете происходящего на Ближнем Востоке?
– Турция поддерживает палестинский народ и его легитимное право – стать государством. Но в Турции против того, чтобы эта ситуация переросла в Большую ближневосточную войну, поскольку это будет негативно влиять на ситуацию в регионе и оказывать давление на экономику и миграционный кризис. Однако позиция США не очень по душе странам региона, она не способствует стабильности и миру в регионе. Все страны показывают свое недовольство США. Поскольку позиция США не конструктивна, все желают, чтобы она поменялась. Она постепенно меняется. Общественное давление, мнение видных политических лидеров, в том числе Барака Обамы, показывают, что отношение США меняется. США открыто поддерживают Израиль, но не поддерживают мир в регионе. Митинги, которые мы видим в западных странах, показывают, что население этих стран недовольно происходящем и позицией своего государства.
Ниджат Гаджиев
Minval.az
24 Ноябрь 2024
23 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий