Свобода людям, независимость нациям!

И хочется, и колется, но что-то не велит

Пашинян неустанно доказывает Западу свою верность, поносит Россию, Азербайджан, едва ли не всю «родню» по СНГ, но хлопнуть дверью и показать им «кузькину мать» он, все же, опасается. Однако игра в «кошки-мышки» бесконечно продолжаться не может. Когда созреют условия для срыва дверей с петель, и как может повлиять на «решимость» армянского премьера фактор Баку?

Уходя – уходи. Это относится к премьер-министру Армении Николу Пашиняну, точнее, к неоднократным угрозам Армении выйти из ОДКБ и ее полного разворота на Запад. Сейчас армянский лидер стоит в профиль к Европе с США, и почти задом к России, ко всем тем организациям, в которые республика входит на территории постсоветского пространства. Поза неудобная, поскольку приходится еще и часто оглядываться.

А все потому, что большинство недавних «братьев и сестер» Армении по «Союзу нерушимых» не оказали ей родственной помощи. Поэтому «родственные души», готовые гореть за армян в аду, Никол Воваевич ищет на Западе – в Евросоюзе с акцентом на Францию и в далеком, но таком «близком», по степени сочувствия Армении и единых с ней «демократических ценностей», Вашингтоне. Ведь не зря же Байден сказал: «Мы вас (Армению – прим. автора) не бросим».

Казалось бы, такое обещание должно было насторожить Армению и лично Пашиняна, потому как если их «не бросят», то устроят такую «веселую» жизнь, что Ереван будет вспоминать о временах «российской оккупации» и «азербайджанской этнической чистки» с  ностальгическими слезами. Настанет ли такое время, или Армения, все же, предпочтет быть «брошенной» своими, а не жестоко обманутой чужими с вытекающими отсюда последствиями, мы не знаем. Но знаем многое другое, поскольку держать язык за зубами – это не про Пашиняна.

Про него – совсем иная песня, порочащая кого угодно, но только не Запад. Ее он и спел, хоть и сильно фальшивя, со сцены Европарламента, доказывая: «Ребята, я свой в доску, видите, как я вывожу на чистую воду Россию, ОДКБ, Азербайджан, у меня общие с вами демократические ценности, и лучше мне умереть, чем предать их». В общем, что-то в такой вот тональности, предавая, на самом деле, своих, и забывая, что как бы широко не улыбались ему обладатели белозубых жующих «механизмов», они всегда будут иметь в виду (два пишем – три в уме):  предающий своих же предаст еще не раз и не два, а кого именно – не суть важно. С этой точки зрения Пашинян действительно «свой», но доверия к нему не будет: как внедрили его в армянскую власть, так и удалят из нее. Это всего лишь дело времени и текущей политической конъюнктуры.

Вот этой самой конъюнктуры Пашинян и не чует. В Европарламенте он продемонстрировал – внешняя политика Армении ориентирована исключительно на Запад (о многовектроности даже не заикался). Но при этом он «почему-то» не выводит свою страну из ОДКБ, Евразийского союза и СНГ: первую и последнюю организацию он демонстративно игнорирует; в военных учениях постсоветской «шестерки», ставшей – по факту – «пятеркой», его страна не участвует; на саммит глав государств СНГ Никол Воваевич не явился, хотя это было бы полезно ему в контексте неформальных встреч с Алиевым и Путиным, от которых зачастую больше толку, чем от официальных.

Но, действительно, о чем можно разговаривать с Путиным и Алиевым, когда даже с трибуны Европарламента Пашинян убеждает своих западных «спасителей» в том, что Азербайджан – «агрессор», а ОДКБ, в которую, помимо самой Армении, входят Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, в качестве системы безопасности никуда не годится, равно как и страны, имеющие «двусторонние обязательства перед Арменией в сфере безопасности, нам ничем не помогли, оставили нас в одиночестве».

И мало того, что Россия ничем не помогла Армении в борьбе против «агрессора», так она еще пыталась устроить переворот в республике «провоцированием внутренней нестабильности с помощью применения гибридных технологий, направляемых внешними силами». То есть фактически Пашинян рассказал, как ему самому удалось прийти власти, только не при помощи России, а совсем других сил, тех, которые ему нынче так «близки».

Стоит обратиться к «всея армянству», стоящему на позициях «Арцах – наш»: почему, в таком случае, Пашинян даже не объявил мобилизацию в условиях «агрессии Азербайджана», а обязал загребать жар для Армении чужими руками, которые, к счастью, к этому неблаговидному делу даже не прикоснулись. Значит, двурушничал?

Ну и, понятно, Москва «пыталась» (но фиг у нее получилось!) «подорвать демократию и суверенитет Армении». То есть того, чего нет ни по большому, ни по малому счету. И не только в Армении, а почти во всем мире, называющем себя «цивилизованным». И Пашинян поставил свою страну в очередь на вхождение в этот мир.

Он, с барского плеча, дарит «мировой демократии» статус миротворца на Южном Кавказе – преимущественно европейцам, а более всего – Франции. Но для того, чтобы «белая кость» чувствовала себя комфортнее в Армении, последней, как минимум, требуется распрощаться с «совками» и «предателями» – ОДКБ, СНГ и ЕАЭС. Но он этого не делает, более того, подтверждает, что Ереван из названных объединений выходить не собирается. В таком случае, как Армения может стать желаемым Западом антироссийским плацдармом, который автоматически повлечет за собой и антииранскую направленность, и развитие антиазербайджанских настроений?

На то есть несколько причин. Во-первых, соответствующую указивку Пашиняну с Запада еще «не спустили», то есть у последнего нет единого мнения по поводу того, целесообразно ли это в заданной геополитической ситуации и непрогнозируемого уровня турбулентности на Ближнем Востоке. Нет также уверенности в том, что «чемодан без ручки» стоит, все же, подхватить, донести до определенной «локации» и довести до определенной «консистенции», а потом, понятно – бросить. И потратиться на этот груз (разумеется не так, как на украинский), все же, придется, однако без твердых гарантий выигрыша для Запада.

Во-вторых, далеко не все политические силы в Армении желают полностью отрывать страну от России и оголять ее как в контексте безопасности, так и экономики, торговли, инвестиций, транспортных коммуникаций и т.д. в условиях негативных ожиданий от Азербайджана и Турции, а также угроз, исходящих с Ближнего Востока, напрямую соседствующего с Арменией. Поэтому если Пашинян пойдет на сжигание мостов с Россией и государствами постсоветского пространства, имеющими союзнические и партнерские отношения с РФ, то его, в итоге, могут смести сами армяне.

Тут важно, какая идеологическая масса в Армении перевесит, и речь не только и не столько о политических «элитах», сколько о самом народе, в котором острая неприязнь к Пашиняну на почве «сдачи Арцаха» нарастает: для многих армян он стал чуждым и даже угрожающим их безопасности и «национальному самосознанию».

В-третьих, выход из ОДКБ, соответственно, требование вывода российской военной базы из Гюмри; прощание с ЕАЭС и СНГ могут состояться, если у Армении будет альтернативная система безопасности и альтернативные рынки сбыта своей продукции, источники поставок дешевого топлива, и т.д. Всего этого пока нет, есть только не подписанный с Азербайджаном договор о мире, на что тоже будут обращать внимание внешние и внутренние игроки при принятии решений.

Так что Армении грозит выход в никуда, который будет множить армянские проблемы с колоссальной скоростью, а с ними и внутриармянский протестный заряд. В него, вне сомнений, включатся претенденты влияние на Южном Кавказе, а таких – немало. И бой будет знатным.

Должно случиться нечто сверхъестественное, чудо (с элементами чудовищного) – Армению принимают в НАТО и решают вопрос ее безопасности (по сути же – ставят под огромный риск). А он действительно велик, если следовать руководству, к примеру США, в соответствии с которым России и Украине еще рано садиться за стол переговоров; и прекращать огонь между Израилем и Палестиной – тоже рано. Реально же речь идет о навязываемой актуальности войн до «последнего украинца» (и это не скрывается), и далее по списку – палестинца, израильтянина и, не исключено – армянина и азербайджанца. Вопрос, в чью пользу и для чего – уже риторический.

Но чего только не случается! Отчего не пойти на такую авантюру, как принять Армению в НАТО, который, в таком случае, получит механизмы контроля и давления сразу на пять стран: Россию, Азербайджан, Грузию, Иран и на своего же «ненадежного» члена – Турцию? И ведь как хочется из указанного ареала выти еще и на Каспий! А там – рукой подать до Центральной Азии. С другой стороны, неизбежным станет столкновение НАТО с той же Турцией, не желающей ослабления своего влияния на Южный Кавказ, а также с Россией и Ираном – это как минимум. И неизвестно, какие соображения у блока будут преобладающими. Соответственно – решающими.

Одно очевидно: Армения – как государство – при имеющейся у нее столь безобразной внешней политике, рискует вообще исчезнуть. И тут уже «азербайджанская агрессия», которую так боятся армяне, но, при этом, сами на нее напрашиваются, будет ни при чем. Но это не означает, что «белая кость» не обвинит в ней Баку.

Собственно, Армения по большей части тянет с выходом из ОДКБ именно потому, что, случись новая неприятность с Азербайджаном, воевать за армян организация не станет, но балансирующую или сдерживающую роль сыграть постарается. Тем более, что Париж ограничивается лишь малыми подачками в виде военной техники (французы скупы, российской «широты души», впрочем, далеко не бескорыстной и плохо продуманной), у него нет. А в целом Запад пока занимается говорильней для внешнего пользования, и понятными делами в громадном посольстве США в Ереване.

А не наплевать ли России, ОДКБ и ЕАЭС на Армению и не указать ли ей на дверь самим? У Москвы достаточно проблем на украинском направлении, время от времени – на африканском, афганском, с коллективным Западом, и т.д.? Думается, что в таком случае в Ереване станут упираться, держаться за косяк и бить копытом. Пустячок, но все ж, как говорится, приятно. Проблема в том, что Россия и ОДКБ такую линию поведения не выберут.

Почему? Во-первых, это потеря влияния и контроля на части постсоветского пространства – как самой Россией, так и организацией (в частности, ОДКБ) в целом. Во-вторых, это утрата военного присутствия Москвы на Южном Кавказе, присутствие которой интересует государства ОДКБ из соображений безопасности не только в узко-региональном масштабе. Похожие соображения связаны и с членством Армении в СНГ. Что же касается ЕАЭС, то этому союзу Армения вообще не нужна – ее втянула в него Россия в качестве противовеса присоединению Еревана к ассоциированному соглашению с ЕС. Но тупиковая Армения от российской ревности только выиграла.

В-третьих, власть в Армении вскоре может смениться и (по обстоятельствам), Россия, ОДКБ, ЕАЭС и СНГ снова могут стать для Еревана востребованными, так что небольшой кастрации эти организации – по большей части имиджево – могут избежать. Впрочем, ситуация способна обернуться в другую сторону, однако тогда уже – в окончательный ущерб армянам: их издержки будут колоссальными.

Ирина Джорбенадзе, автор Minval.az

Нет комментариев

Лента новостей

25 Ноябрь 2024

24 Ноябрь 2024

23 Ноябрь 2024

Предыдущие новости