Общественно-политическая интернет газета
Мир между Азербайджаном и Арменией близок как никогда — с такими заявлениями наперебой выступают и политики, и эксперты, и журналисты, и «мозговые центры», в том числе связанные со спецслужбами. И, казалось бы, это действительно так: территориальная целостность Азербайджана восстановлена, Баку и Ереван обсуждают мирный договор и уже фактически проводят делимитацию и демаркацию границы, Никол Пашинян выступает с вроде бы миролюбивыми заявлениями…
Вот именно – вроде бы. Потому что, как и в случае с «разрывом с Москвой», в Армении не торопятся делать «необратимых шагов» и действительно, на бумаге, отказываться от территориальных претензий к Азербайджану.
Итак, во-первых, в Армении территориальные претензии к Азербайджану и Турции вписаны ни много ни мало в конституцию страны. Точнее, в её преамбулу, где есть ссылка на декларацию о независимости Армении от 1991 года, а в этой декларации уже упоминается априори незаконное решение Верховного Совета Армянской ССР о «миацуме», то есть «воссоединении Армении с Карабахом». Это «конституционная норма» Армении продолжает действовать и поныне.
Теоретически можно вспомнить, что Пашинян как бы выразил готовность признать Алма-Атинскую декларацию. Но и тут неувязка. Этот документ Армения подписала и ратифицировала ещё в 1992 году. Но во время ратификации этого документа Верховный Совет Армении принял 10 оговорок, где тоже прописаны притязания на азербайджанский Карабах. Конечно, «пошатнуть» таким образом границы Азербайджана Еревану не удалось. Уже в начале марта 1992 г. ООН признала Армению и Азербайджан в границах, которые соответствовали Алма-Атинской декларации и никаких «особых оговорок» Еревана не учитывали. Но эти оговорки в Армении не дезавуированы официально – и тоже представляют собой детонатор будущей войны. Плюс ещё куча законов, подзаконных актов, ведомственных решений… То есть вся «конструктивная позиция» Армении начинается с того, что об этих конституционных нормах, оговорках и т.д. Никол Пашинян не упоминает на публике – и этим же заканчивается.
А теперь – самое интересное. Несмотря на все показное миролюбие, реальной готовности вычищать свою правовую систему от территориальных притязаний к соседям в Ереване не выказывают. Более того, Пашинян, который вроде бы говорил об изменениях в конституции, теперь явно включает задний ход. А министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян вообще «слетает с катушек». Сей персонаж умудрился заявить, будто бы конституционные изменения не являются предметом переговоров – а это наглая ложь. О необходимости изменить конституцию Армении в Азербайджане говорили прямо, чётко и на самом высоком уровне. Далее, министр иностранных дел Армении попытался «поиграть в баланс» и брякнул: оказывается, в Ереване «недовольны»… Конституцией Азербайджанской Республики. Интересно узнать: что именно не устраивает господина Мирзояна? То, что Азербайджан – светское государство? Что Азербайджан имеет право создавать Вооруженные силы? Или в Ереване просто продолжают старую игру?
Вспомним: уже в начале 44-дневной войны в Баку в ответ на призывы прекратить боевые действия и решать вопросы за столом переговоров неоднократно заявляли, что готовы прекратить огонь хоть завтра, если Армения предоставит чёткий график вывода войск с оккупированных азербайджанских территорий. А премьер-министр Армении заявлял в интервью: он готов к уступкам, но все, дескать, зависит от того, к каким уступкам готов Азербайджан. И предоставлять график вывода войск не торопился. Этот график появился, напомним, уже после освобождения города Шуша, когда 25-тысячная группировка ВС Армении сидела в «огненном мешке», и война, по сути, превратилась в бойню.
И теперь слишком многое указывает на то, что в Ереване пытаются повторить старую мошенническую схему. Здесь убедили себя, будто бы Азербайджану критически важно подписать мирный договор до старта саммита СОР29, в Баку заинтересованы в том, чтобы Пашинян не был свергнут, и ради того, чтобы удержать его у власти, будут снижать планку требований и позволят Еревану «сохранить лицо»…
Но прервем «гадания о намерениях». Пусть с нюансами мотивов своих руководителей разбираются сами граждане Армении. Куда важнее другое. Такое мошенничество не устраивает и не может устраивать Азербайджан. Наша страна не станет подписывать мирный договор, если в армянском «правовом поле» останется «мина замедленного действия». Будем реалистами: мирный договор и вообще мирный процесс между двумя странами должен исключить возможность военного реванша. И самое главное, у Армении не должно оставаться того, что в разговорном азербайджанском языке именуется barmağ yeri. Просто потому, что если завтра в Армении сменится власть, и на вершине политического Олимпа окажутся реваншисты, или сам Никол Воваевич решит вернуться к риторике «Карабах – это Армения, и точка!» — с «преамбулы к конституции», от оговорок Верховного Совета Армении от 1992 года и прочего провокационного бумаготворчества тут же отряхнут нафталин.
Строго говоря, Азербайджан не то, чтобы сильно пугает. Наша страна обладает достаточно сильной армией, чтобы попытки реванша были надёжно пресечены. Но сегодня дипломатия дает шанс избежать новой войны. А для этого нужно, чтобы на армянском правовом поле не осталось территориальных претензий к соседям. То есть «мин замедленного действия». Именно поэтому Азербайджан добивается от Армении изменений в конституцию и отмены провокационных документов.
Но если в Ереване будут всеми силами держаться за возможность реанимации территориальных претензий – ну что же, в таком случае в Баку сделают свои выводы. Сегодня не та ситуация, чтобы Азербайджану была нужна подпись Армении под мирным договором любой ценой. И чётких сроков здесь тоже нет.
И да, попытки играть в реванш после проигранной войны у Армении уже были. И закончились антитеррористическими рейдами в сентябре 2023 года. А именно этот опыт в Ереване хотели бы повторить?
Нурани, обозреватель
Minval.az
24 Ноябрь 2024
23 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий