Общественно-политическая интернет газета
У дипломатии свои законы. Выражения типа «дипломатическая вежливость» или «дипломатическая сдержанность» не зря стали нарицательными. Дипломат не имеет права на личное мнение – он обязан выражать вслух только официальную позицию своей страны. Ну, конечно же, в дипломатии не принято выносить сор из избы. Если дипломат, официальный представитель страны, выражает несогласие с её политикой – это заведомо нонсенс, ЧП и так далее.
Но именно так развиваются события в МИДе Франции. Где, по информации Le Parisien, о чем уже рассказывал Minval, около 10 сотрудников посольств Пятой республики в государствах Ближнего Востока и Магриба написали коллективную ноту в адрес президента Франции Эмманюэля Макрона, выразив обеспокоенность его «произраильской» позицией в палестино-израильском конфликте. В ведомстве Катрин Колонна тоном сварливой тетки ворчат: «Дипломатия – это не частные мнения, которые высказываются в прессе. Дипломаты, как и все государственные служащие, обязаны сохранять сдержанность и лояльность». Бывшие сотрудники МИДа в шоке: «Это беспрецедентный коллективный запрос со стороны французских послов».
Но у «смутьянов» свои аргументы. Дипломаты в коллективной ноте утверждают, что позиция Франции «в поддержку Израиля с самого начала кризиса не была понята на Ближнем Востоке и идет вразрез с традиционно сбалансированным подходом» к этому вопросу. В результате, по их мнению, Париж породил кризис доверия с ближневосточными странами, который может затянуться надолго. И этот кризис уже ощущается на местах: после начала конфликта некоторые послы республики «больше не имеют доступа к руководящим кругам в странах, где они находятся». И самое главное, дипломаты «обеспокоены потерей доверия к Франции».
Речь не о том, кто прав, а кто виноват на Ближнем Востоке, не о праве на самооборону, не об «избыточном применении силы» и даже не о том, что израильским рейдам в Газе предшествовала атака ХАМАС. Дипломатия не любит деления на белое и черное. А еще к внешней политике предъявляется немало требований, и не на последнем месте здесь — постоянство и предсказуемость. Внешняя политика и дипломатия —это всегда «игра в долгую», это связи и позиции, которые завязываются не за один день и не на один день.
И теперь, когда в команде Макрона, где за внешнюю политику отвечает Катрин Колонна, устраивают полицейские развороты и ведут внешнюю политику в жанре шоу на предвыборном митинге, стремясь пополнить электоральную копилку прежде всего голосами исламофобов и оттянуть хотя бы часть симпатизантов от Марин Ле Пен, дипломатам просто по-человечески больно видеть, как рушатся позиции Франции в тех странах, где они работают. И где над этими позициями трудилось не одно поколение французских дипломатов.
Интересно, конечно, было бы узнать, с какими чувствами наблюдают за скандалом вокруг коллективного демарша бывшие и действующие сотрудники посольства Франции в Азербайджане. Особенно те, кто еще помнит, как подписывали контракты с «Тоталь» и «Эльф Акитен», как договаривались о том, что первый азербайджанский спутник на орбиту будет выводить французская ракета с французского космодрома, как приобретали «Эйрбасы» и радионавигационное оборудование, как проводили дни культуры Франции в Азербайджане и Азербайджана — во Франции, как реставрировали ценнейшие артефакты Лувра и Версаля, собор в Страсбурге и церкви Нормандии при финансовой поддержке Фонда Гейдара Алиева. И как теперь все это оказалось помноженным на ноль ради погони за голосами армян.
Неизвестно, перевели ли на французский язык фильм «Белое солнце пустыни», но нет сомнений, что сегодня многим французским дипломатам, как и таможеннику Верещагину, ой как обидно за державу.
А.Шакур
Minval.az
23 Ноябрь 2024
22 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий