Общественно-политическая интернет газета
В 2020 году Армения понесла тяжелейшие потери по результатам 44-х дневной войны, и оказалась в очень непростой ситуации в вопросе компенсации утраченного потенциала. Непростой ситуации как с технической точки зрения, так и моральной. Мы прекрасно понимаем, что 2021-й стал для России, являвшейся основным поставщиком вооружений в Армению на протяжении последних трёх десятилетий, годом накопления ресурсов для полномасштабного вторжения в Украину. Разумеется, при таких условиях ни о какой масштабной компенсации потерь армянской армии за счёт поставок из РФ и речи идти не могло. К тому же в Ереване обиделись на Россию за то, что та жёстко не приняла сторону Армении в 2020 году и не оказала ей всецелую поддержку в ходе войны.
Комплексно все эти факторы повлияли на то, что армия Армении и поддерживаемые ею незаконные вооружённые формирования в Карабахе не смогли восстановить свой милитарный потенциал, всецело основанный на советско-российской номенклатуре вооружений. После начала полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году и ещё более глубокого ухудшения двусторонних отношений между Ереваном и Москвой говорить о восстановлении ВТС между странами на прежнем уровне и вовсе не приходилось. А потому нет ничего удивительного в том, что Армения принялась активнее искать поставщиков вооружений среди других стран-партнёров. В частности, таковой, скорее всего, станет Франция.
Как известно, министр обороны Франции Себастьян Лекорню уже заявил, что его страна готова продать некую военную технику Армении для обеспечения защиты воздушного пространства. Очевидно, что речь идёт о средствах ПВО. Глава парламентской комиссии по обороне Армении Андраник Кочарян аналогично подтвердил двусторонние контакты на уровне ВТС, без лишних подробностей. Вопрос ВТС между Арменией и Францией так же находится в поле внимания и Украины. Поскольку для Украины немаловажно сохранение высокого уровня сотрудничества и поставок разной номенклатуры вооружений от Парижа, в том числе и средств ПВО.
Например, в Украине себя уже отлично показали французские комплексы малого радиуса действия ЗРК Crotale. Они оказались не только высокоэффективными ракетными средствами перехвата малогабаритных целей, типа дронов-камикадзе Shahed-131/136, но и дозвуковых крылатых ракет типа КРМБ «Калибр» и Х-101/555. ЗРК Crotale вполне бы мог заменить, либо усилить, стоящие на вооружении Армении, морально устаревшие и уступающие французскому комплексу, советские и модернизированные Россией ЗРК Стрела-10 и «Оса».
В свою очередь, для усиления эшелона среднего и большого радиуса действия Франция может предложить комплексы SAMP/T, эшелон которых определяется модификацией ракет Aster-15 либо Aster-30. Данные комплексы вполне могут стать заменой либо усилением имеющихся на вооружении Армении ЗРК С-300, ЗРК Тор-М2, ЗРК Бук-М2, ЗРУ С-125 и т.д.
Но во всей этой истории с ВТС Франции и Армении можно выделить как минимум два очень важных нюанса. Франция хоть и является одной из ведущих по показателю экспорта вооружений стран в мире, входя в ТОП-10, но при этом её производственные мощности не настолько велики, чтобы можно было удовлетворить потребности сразу нескольких клиентов одновременно, в предельно сжатые сроки. Например, за время поставок в Украину данных комплексов были переданы две батареи ЗРК Crotale и одна батарея SAMP/T. При этом, если об эффективности ЗРК Crotale очень хорошо известно, то о применении SAMP/T информации очень мало, что может говорить о проблематике поставки полной комплектации, либо о сложности интеграции системы в чужеродную ПВО.
Кроме того, имеются существенные сомнения в том, что Франция будет передавать Армении оружие в виде исключительной благотворительности. А именно так, можно сказать, Армения не просто годами, десятилетиями, формировала свой милитарный потенциал, закупая оружие у России за российские же кредиты, которые через какое-то время попросту списывались. Такая система вряд ли будет действовать в рамках ВТС Франции и Армении, если только не в формате скидок или формирования фондов, которые всё равно должны будут оплачивать большую часть стоимости поставляемых вооружений.
И я даже не удивлюсь, что на данном этапе все военно-техническое сотрудничество ограничится поставкой ЗРК Mistral. Перспектива же неких более глобальных и масштабных контрактов по поставке современной техники скорее туманна, нежели радужна. К тому же, не совсем понятно, какова будет судьба дальнейшего ВТС Армении и Индии, что также назревало в вопросах ПВО, а именно, заинтересованность Еревана в ЗРК Akash и MPCAM.
Очевидно, что Армения пытается демонстративно дистанцироваться от России не только в вопросах политических, но и военно-технических. Но в том-то и дело, что зависимость Еревана в этих вопросах от Москвы настолько велика, что компенсировать этот разрыв в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе никто не сможет, и Франция не станет тем спасательным кругом, который спасёт утопающую обороноспособность Армении, растраченную в Карабахе. С другой стороны, это сотрудничество может вызвать ряд политических вопросов к Парижу и Еревану, а именно: Неужели Армении грозит настолько серьёзная опасность, что вооружение, которое могло бы пригодиться Украине, обещают Еревану?
Ответ на этот вопрос может носить и, скорее всего, будет носить исключительно манипулятивный характер для того, чтобы Ереван мог оправдать свои запросы и метания между потенциальными поставщиками.
Александр Коваленко, военно-политический обозреватель, специально для Minval.az
25 Ноябрь 2024
24 Ноябрь 2024
23 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий