Общественно-политическая интернет газета
Уходящий год, однозначно, можно считать успешным для Азербайджана. Он был насыщен как множеством побед на политическом поприще, так и успехами в экономической сфере. Детально о конкретных достижениях в интервью Minval.az рассказал политолог Фархад Мамедов.
– Насколько в нынешнем году мы сумели продвинуться вперед в плане подписания с Арменией мирного договора?
– Можно сказать, что процессы шли по зигзагу. В течение всего года несколько раз надежды на подписание мирного договора с Арменией вроде появлялись, а затем наступал период разочарований. А ситуацию после сентября 2023 года наиболее четко охарактеризовал президент Ильхам Алиев, сказав, что главное препятствие на пути подписания мирного договора устранено. И потому по сравнению с концом прошлого года, когда также появилась надежда на скорое подписание мирного договора, нынешний мы завершаем достаточно оптимистично. Дело в том, что Азербайджан и Армения в двустороннем формате совершили самостоятельное действие, приближающее мирный договор. При этом следует отметить, что в 2023 году стороны разочаровались в посредниках, причем во всех. Армения больше разочаровалась в российском посредничестве, а Азербайджан – в западном, что также сподвигло стороны к выдвижению идеи двустороннего формата. Как ожидается, это принесет результаты, потому что уже было сделано совместное заявление Администрации президента Азербайджана и Аппарата премьер-министра Армении.
– Сумела ли наша страна ощутимо продвинуться в достижении целей, которые ставит перед собой в центрально-азиатском регионе? Здесь же и вопрос транспортировки углеводородов, и интенсификации транспортных маршрутов, и сближение в рамках Организации тюркских государств.
– Во взаимодействии Азербайджана с Центрально-азиатским регионом этот год можно отнести к знаковым. Потому что в качестве специально приглашенного гостя президент Азербайджана участвовал в консультативной встрече центрально-азиатских государств. У этих стран есть формат пяти консультативных встреч, которые проводятся между собой и отдельно в формате «пять + один». Эти плюсы формируют Россия, Китай, Европейский Союз, США, Индия, Южная Корея, Германия, а президента Азербайджана центрально-азиатские государства пригласили в качестве гостя, то есть придали высокий статус. С учетом сказанного 2023 год в этом отношении можно считать особым.
Что касается договоренностей, которые уже подписаны между странами или планируется их подписание, лидеры Азербайджана и государств Центральной Азии, можно сказать, полностью управляют процессом. Это, в первую очередь, транспортно-логистические и коммуникационные вопросы.
В вопросе интеграции в рамках ОТГ сохраняется выработанный темп, процессы идут на достаточно высоком уровне, и потому сегодня важно сохранить такую динамику интеграции. Процессы в рамках этой организации всегда шли революционно, а, значит, решения вырабатываются самостоятельно и равноправно, что требует времени и тщательности.
– Почти каждый год Азербайджан завершает очередным успехом в плане деятельности в рамках международных организаций. Этот год стал исключением или мы вновь можем говорить о реальной победе в конкретном вопросе?
– Азербайджан состоит во многих международных организациях. Напомню, что в этом году наша страна на уровне Совета Безопасности ООН неоднократно нейтрализовала угрозы, исходящие от таких крупных государств – постоянных членов Совбеза ООН, как Франция и, в некоторой степени, США. И позицию Азербайджана как раз поддерживали страны, с которыми мы взаимодействуем на разных международных платформах.
Также стоит напомнить, что в 2023 году Азербайджан завершил председательство в Движении неприсоединения, и к очередным успехам, безусловно, отнесем то, что в этом году мы получили право на проведение COP29 у себя в стране в 2024 году. А ведь это является вторым по масштабу и значимости мероприятием в мире после Генеральной Ассамблеи ООН. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что Азербайджан сохранил динамику эффективности своего участия в международных организациях различного уровня.
– Некоторые зарубежные эксперты утверждают, что мир стоит на пороге третьей мировой. Видите ли и вы такие предпосылки, и, если да, то может ли она начаться в 2024-м? Каким образом это может затронуть Азербайджан?
– Экспертные группы по-разному оценивают третью мировую. Некоторые говорят, что она уже началась, другие, что мы находимся на пороге такой войны. Однако после войны в Украине, в очередной раз была локализована и война на Ближнем Востоке. Если после начала войны в Украине в 2022 году многие думали, что боевые действия распространятся на другие страны, то аналогичные опасения были и по поводу военной операции Израиля против ХАМАС. Да, есть искры на границе с Ливаном, с хуситами и т.д., но широкомасштабная война не охватывает большей географии, чем места, где она непосредственно ведется. И в этом контексте показательно взаимоотношение Китая с США, потому как мировой войну можно будет считать только, если в нее будет вовлечена одна из этих стран. Пока этого не произошло, и встреча в США между американским и китайским лидерами демонстрирует, что эти страны не желают идти на прямое противостояние друг с другом, особенно в военной сфере.
– В 2024 году в Азербайджане состоятся сразу три выборные процедуры: выборы главы государства, парламентские и муниципальные выборы. Можно ли предполагать, что именно из-за этого в течение года несколько активизируются недружественные нашей стране силы?
– Избирательный процесс, наверное, самые тонкий период в жизни любого государства, когда внешние импульсы становятся особо чувствительными. Плюс мы должны понимать, что по территории и населению Азербайджан – небольшое государство, а ведь обычно именно крупные государства стремятся влиять на внутреннюю политику малых, чтобы скорректировать их внешнюю политику. А учитывая тот факт, что внешняя политика Азербайджана является продолжением внутренней, то обеспечение независимости первой осуществляется через консолидацию общества, то есть успешную внутреннюю политику. Если исходить из этой логики, то да, активизация недружественных стран ожидаема.
Другое дело, что с Азербайджаном такие игры практически не проходят. И избирательные процессы в стране проводятся в запланированной динамике. Все понимали, что в течение 2024 года должны состояться сначала парламентские, затем муниципальные и уже после – президентские выборы. Но решением президента очередность поменялась. Уверен, что азербайджанское общество выйдет из этого избирательного цикла с хорошими результатами по определению основных целей развития. Ведь наступил уже качественно новый период государственности Азербайджана, когда восстановлен суверенитет на всей территории страны и обеспечена территориальная целостность. Это очень важный момент и все новые элементы теперь будут отражены в этих избирательных кампаниях.
– Эксперты утверждают, что Китай превращается в центр силы в мире. При этом уходящий год ознаменовался целым рядом мероприятий на правительственном уровне между Азербайджаном и Китаем. Как, по-вашему, реально ли ситуация, когда Азербайджану придется выбирать между Россией и Китаем, с одной стороны, и Евросоюзом, с другой?
– Азербайджан никогда не делал однозначных выборов между Россией, западным вектором развития или восточным, который олицетворяет Китай. Отсутствие однозначности выбора вытекает из географии расположения нашей страны и всего региона. Плюс условия, вытекающие из взаимоотношения между тем, что принято считать центрами сил. Прежде в определенных сферах Азербайджан лучше взаимодействовал с Западом, в каких-то – больше с Россией, но всегда придерживался диверсификации в своей внешней политике. Для нас новые цели – это, прежде всего, обеспечение развития и безопасности. В сфере безопасности Азербайджан строит отношения с Турцией, что не вызывает никаких сомнений, а для экономического развития, обеспечения поступательности развития особенно ненефтяного сектора, поддержания экономической активности населения, увеличения экспорта, нужно углублять рамки взаимодействия с Европейским Союзом и, конечно, с той же самой Турцией. Прибавьте сюда и технологическое развитие и мы увидим необходимость сотрудничество опять же с ЕС и Китаем. Азербайджан не станет делать однозначного выбора и постарается на двусторонней основе углубить отношения с этими экономическими центрами, чтобы максимум использовать возможности и минимизировать риски одностороннего выбора.
Рауф Насиров
Minval.az
24 Ноябрь 2024
23 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий