Общественно-политическая интернет газета
В Азербайджане в течение нескольких лет должны закрыться порядка 1500 из 4400 существующих школ. Об этом заявил Minval.az депутат Милли Меджлиса от Комитета науки и образования Джейхун Мамедов.
По его словам, Министерство науки и образования поделилось с ним данными касательно планов по оптимизации численности школ в регионах.
«В прошлом году в стране закрылись восемь, в этом году — десять школ и в последующих годах планируется ликвидировать еще нескольких учебных заведений», — отметил депутат.
Речь идет о школах с немногочисленным контингентом учащихся, где получают образование по два-три школьника.
Мамедов считает, что не стоит смотреть на школу только как на учебное заведение. Школа – это еще и культурный центр, место, где концентрируется интеллект, получают знания, происходит социализация и т.д. Закрытие школ спровоцирует негативную цепную реакцию в регионах страны. В будущем это приведет к ускоренному опустению сел.
А опустение деревень приводит, как известно, к сокращению сельскохозяйственного производства, что негативно сказывается на продовольственной безопасности страны, увеличивает зависимость от импорта и снижает экономическую устойчивость.
Мамедов уверен, что нельзя закрывать школы только из-за того, что на их содержание тратится определенная сумма средств. Такой подход может быть опасен для регионов и, в целом, для страны.
Он отметил, что подобные шаги нужно делать с крайне осторожно, чтобы избежать процессов опустения отдаленных сел.
«Естественно это не произойдет внезапно. Но все же планируется поэтапное закрытие школ. Я считаю, что в этом вопросе спешить не стоит. Образование — это такая сфера, где нужно думать не о каких-либо моментальных дивидендах, а о подрастающем поколении, о будущем страны. В процессе оптимизации следует проявлять осторожность», — добавил парламентарий.
Дистанционное образование как панацея
В качестве выхода из сложившейся ситуации Мамедов предлагает ввести практику дистанционного обучения для детей отдаленных школ. А для этого нужно ввести в законодательство само понятие «дистанционное образование» и создать орган, которой бы регулировал процессы обучения на расстоянии. Парламентарий отметил, что ряд стран давно практикует дистанционное обучение для детей, не имеющих возможность регулярно посещать школу.
Если 25 тыс. манатов на ребенка — это много
Между тем, как ранее заявил в Милли Меджлисе министр науки и образования Азербайджана Эмин Амруллаев, в 1500 школах Азербайджана обучаются менее 100 учеников. Это означает, что в каждом классе насчитывается по 7-8 детей. Например, в Дашкесанском районе средние расходы на одного ученика примерно равны стоимости обучения в частной школе в Баку – около 8500 манатов. Но результата нет. Напротив, в Баку в классах по 30-32 ученика дети демонстрируют лучшие результаты. На обучение одного класса из бюджета тратится порядка 25 тыс. манатов, будь в том классе один ученик или 30.
«У нас много школ с 4 учениками, 4 классами, 32 учителями. Короче говоря, рационализация необходима, мы должны пойти на это, даже если это болезненный процесс», — заявил глава минобразования.
Оптимизация неизбежна
Сокращение численности школ в Азербайджане так или иначе неминуемо. Дело в том, что в стране с каждым годом все меньше детей идут в первый класс. В текущем году в первый класс пошли 130 763 ребенка. В то же время в группы дошкольной подготовки зачислены 84 367 детей.
Однако приведем для сравнения данные прошлых лет. Оказалось, что в 2023-2024 учебном году статус первоклассника получили 137 862 ребенка. В то время как в «подкласс» были приняты 87 569 детей в возрасте пяти лет. А в 2022-2023 году родители отдали в первый класс 151 560 детей. Тогда, к началу сентября, в группах дошкольной подготовки уже числились 90 666 детей.
Казалось бы, данные трех лет мало о чем говорят, но это не так. К началу 2021-2022 учебного года в школу пошли 156 107 и 100 529 детей, соответственно. И если прогнозировать, исходя из данных Государственного комитета по статистике за последние годы, то через пять лет в первый класс отправятся около 123 тыс. детей.
Сокращение числа педагогов
У министерства есть планы не только касательно школ. За последние три года число педагогов в Азербайджане уменьшилось приблизительно на 2 тысячи человек. Об этом еще в начале года говорил завотделом человеческих ресурсов минобразования Фарзали Гадиров.
По его словам, за последние 5 лет наблюдается все большее сокращение учителей.
Он отметил, что это связано с применением возрастного ценза в отношении педагогов, а также централизованного механизма отбора Минобрнауки в приеме учителей на работу: «Будет наблюдаться дальнейшее уменьшение числа педагогов. Вакансии теперь конкретно анализируются, уточняются, и только в случае необходимости учителя принимают на работу. Кроме того, с помощью мониторингов и различных мероприятий выявляются педагоги с высоким профессиональным уровнем и готовится отчет о них».
В завершении приведем историю одной японской школьницы, облетевшую весь мир в 2016 году. Невероятную чуткость проявили японские власти: железнодорожная станция Ками-Сиратаки на острове Хоккайдо работала ради одной-единственной школьницы, которая ездила на поезде на учебу и домой. Полустанок планировали закрыть, когда девочка закончит школу.
В 2012 году власти Японии приняли решение закрыть несколько непопулярных направлений на Хоккайдо. Среди станций, подлежавших демонтажу, была и Ками-Сиратаки. Однако, узнав, что рядом с остановкой живет школьница, железнодорожники согласились частично восстановить движение. По крайней мере, до тех пор, пока девочка не закончит школу. Поезда останавливались на Ками-Сиратаки дважды в сутки, в зависимости от расписания уроков школьницы.
Нельзя закрывать школу, даже если ее посещает один ученик. Всем детям, независимо от их места проживания, необходимо создать условия для получения качественного образования. Это их конституционное право.
26 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий