Общественно-политическая интернет газета
Премьер-министр Армении Никол Пашинян совершил очередную, как он сам уверен, «революцию в дипломатии». Сей персонаж в интервью Общественному телевидению Армении попытался «наехать»… на президента России Владимира Путина. Оказывается, к вящему ужасу «шашлычного премьера», президент России в 2020 году заявил, что Нагорный Карабах является частью Азербайджана. Теперь Пашинян жалуется в армянском эфире: «Я узнал из прессы, что Россия сделала такое заявление. На мой взгляд, это противоречит Трехстороннему заявлению».
Понятно, что Николу Воваевичу уж очень уж хотелось как-то ответить на упреки Марии Захаровой, которая обвинила Армению в срыве выполнения Трёхстороннего соглашения. Но получилось это у главы правительства Армении, как бы это повежливее, «в меру способностей».
Прежде всего, с момента начала «карабахского конфликта», то есть открытых притязаний Армении на азербайджанский Карабах, ни одна страна мира на официальном уровне не отрицала, что Карабах – часть территории Азербайджана. Мировое сообщество признало новые независимые государства в их постсоветских границах, и в случае с Азербайджаном эти границы включают Карабах. Тем более принадлежность Карабаха Азербайджану не ставится под сомнение в Трехстороннем заявлении. Достаточно вспомнить, как ещё в конце ноября 2020 года армяно-американский историк и дипломат Жирайр Либаридян заявил в эфире BBC, что «заявление о прекращении огня фактически закрывает тему Карабаха. Оно не говорит этого прямо, но оно основано на принципе территориальной целостности Азербайджана. И Пашинян, премьер-министр Армении, подписал его. И никто уже этого не изменит».
Но куда важнее другой вопрос: а почему, собственно говоря, премьер-министр Армении закатывает такие истерики по поводу заявления Владимира Путина? Чем считали и считают Карабах в Армении?
И вот тут начинаются весьма опасные «странности». «Нагорный Карабах» — это «второе армянское государство»? Но если Армения считала Карабах «независимым государством», то почему не признала его? Каким образом незаконная хунта в Ханкенди финансировалась из армянского госбюджета, а в Карабахе стояли армянские войска? И туда даже отправлялся служить сын Никола Пашиняна Ашот?
Армения считала и считает Карабах частью своей территории? Об этом в Ереване не очень любят говорить вслух, но скандальное решение Верховного Совета Армянской ССР о «миацуме», то есть «воссоединении Карабаха с Арменией», здесь до сих пор официально не отменено. Более того, ссылка на это заявление имеется в Декларации о независимости Армении, а на эту декларацию уже ссылается Конституция Армении. Но опять таки официально в Ереване обозначать этот факт не решаются. Особенно после проигранной войны. Сегодня, после разгрома осенью 2020 г. и в сентябре 2023 г., в Армении заговорили о том, что готовы признать Карабах частью Азербайджана. Но, во-первых, этого признания «на бумаге» пока что нет. Во-вторых, делая подобные заявления, в Ереване пытаются держать претензии на Карабах «в рабочем состоянии», не прекращают деятельность в Армении структуры свергнутый хунта, пытаются поднимать на международной арене вопрос «международных механизмов защиты армян Карабаха» и т.д.
И в результате у Армении просто нет внятной позиции по Карабаху – по крайней мере той, которую можно было бы без опаски декларировать на международной арене. Более того, на Баграмяна, 26 прекрасно понимают: если заявить вслух, что «Карабах – это Армения, и точка!», как это сделал Пашинян во время своих пьяных танцев в Шуше, за такое «прилетит», и мало не покажется. Открыто отказаться от притязаний на Карабах – не поймут внутри страны. И в результате Пашинян делает невразумительные заявления, изображает «шпагат Ван Дамма» и окончательно запутывается в собственной риторике.
Наконец, антипутинская риторика Пашиняна имеет и ещё одно объяснение. Как минимум не исключено, что новая серия «наскоков» на президента России в Ереване – это «информационная подготовка» к отказу Пашиняна от поездки на неформальный саммит СНГ в Санкт-Петербург. Где, несмотря на как бы неофициальный характер встречи, Никола Воваевича ожидает выволочка. В результате премьер-министр Армении прибегает к испытанной тактике – «отсидеться в тайном месте», сейчас, впрочем, уже далеко не тайном. И если так, то азербайджанской аудитории самое время запастись попкорном и понаблюдать за ответными ходами Москвы. А в том, что они последуют, сомнений нет.
А.Шакур
Minval.az
24 Ноябрь 2024
23 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий