Общественно-политическая интернет газета
Итоги визита президента Ильхама Алиева в Сербии ещё долго будут в центре внимания не только азербайджанской, но и европейской политической «тусовки». Глава Азербайджана вместе с президентами Сербии и Болгарии принял участие в открытии интерконнектора Сербия – Болгария. Это уже второй интерконнектор — в октябре 2022 года начал действовать трубопровод Греция – Болгария.
Визит, как того и следовало ожидать, информагентства отследили весьма подробно: и двусторонние встречи Ильхама Алиева с Александром Вучичем и Руменом Радевым, и церемония открытия, и прозвучавшие в её ходе программные заявления и анонсы. Президен Алиев отметил, что в 2021-м году Азербайджан экспортировал в Европу 8 миллиардов кубометров газа, в нынешнем году эта цифра составит 12 миллиардов, а в 2027-м году объемы экспорта должны удвоиться. И это не только цифры. Как подчеркнул президент, Азербайджан, в подлинном смысле этого слова, надежный партнер, всегда верен традициям дружбы и высоко ценит дружбу. «Именно построенные на дружбе, взаимопонимании и стратегическом партнерстве связи обеспечивают интересы многих стран. Сотрудничество в газовой сфере в то же время создает прочную основу для широкомасштабного регионального сотрудничества», — отметил глава государства.
А здесь нужны подробности, которые в «горячей хронике» такого рода визитов чаще всего остаются за кадром.
Прежде всего, строительство интерконнекторов, «завязанных» на проект азербайджанского Южного Газового коридора, демонстрируют востребованность азербайджанского газа на европейском рынке. Что ощущается особенно остро на нынешнем фоне, когда некогда монопольные позиции российского «Газпрома» на европейском рынке стремительно размываются.
Здесь необходимо провести «красные линии». Мотивы у покупателей могут быть самыми разными, но Азербайджан не играл и не играет на газовом рынке против кого-то. И уж точно не использует газ в качестве средства политического давления и шантажа, выгодно отличаясь от конкурентов. Из чего уже делали свои выводы в Европе, где прекрасно помнят, к примеру, «газовые войны» середины «нулевых», когда Москва решила наказать конечных потребителей газа за их симпатии к Украине. Но со своей стороны Азербайджан не ставил и не ставит перед собой цель «вытеснить» кого-либо с европейского газового рынка. Наша страна проводит свою независимую политику в сфере экспорта углеводородов, где зарекомендовала себя как надёжный поставщик. А надёжность на газовом рынке стоит куда дороже, чем газ сам по себе.
Но есть и ещё одна сторона вопроса. Нефтегазовый экспорт создал прочный экономический фундамент для отношений Азербайджана со странами ЕС и всем Евросоюзом как международной организацией. Да, в Европе эксперты фиксируют опасный рост исламофобией, никуда не исчезли двойные стандарты, но политика в любом случае была и остается «концентрированным выражением экономики». Что ещё раз доказали события последних недель.
И, наконец, есть и такая составляющая. Столь масштабный экспорт стратегических ресурсов подразумевает и гарантии политической безопасности. Одержав победу в Карабахе, освободив свои оккупированные земли и добившись падения незаконной хунты в Ханкенди, Азербайджан, кроме всего прочего, ещё и обезопасил свои проекты – и железную дорогу Баку – Тбилиси – Карс, и нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, и Южный Газовый коридор. Теперь на очереди – «Кольцо солидарности», большой экспорт «зелёной энергии». Это долгосрочные взаимовыгодные проекты, которые на европейском континенте никому не захочется ставить под серьезную угрозу. Так что надежды на очередной кризис между Азербайджаном и ЕС вылетели в трубу. Точнее, в новенький интерконнектор.
Нурани, обозреватель
Minval.az
24 Ноябрь 2024
23 Ноябрь 2024
КомментарииОставить комментарий