Свобода людям, независимость нациям!

Архимед и «панацея» для Армении

Власти Армении долго ломали голову над тем, как им обеспечить безопасность республики без России и угроз с ее стороны, если Ереван тесно законтачит с Западом. И «додумались»: а не стать ли стране внеблоковой? Но за такой «удачной мыслью» кроется явное непонимание соответствующего статуса и неспособность проанализировать все его «за» и «против».

Не знаем, кто из руководства Армении восторженно воскликнул «Эврика!», когда ему пришла в голову мысль о внеблоковом статусе страны, но понимаем, что Архимед, в отличие от армянского политика (ов) имел на восторг полное право, поскольку доказал, погрузившись в ванну, как можно точно измерить объем сложных по форме объектов, то есть – предметов. Политика – тоже предмет, гораздо более сложный, чем корона и золотой слиток в ванне древнегреческого ученого. Но вот ее точное измерение в контексте возможного внеблокового статуса Армении явно не удалось. Впрочем, как и в других случаях.

«Утечку информации», вероятно, с целью запуска пробного шара, озвучил в Барселоне на форуме «Стратегическое будущее Армении» секретарь Совбеза республики Армен Григорян. «… В Армении, – сказал он, – конечно, есть идея евроинтеграции, но есть и идея стать внеблоковым государством. Мы прислушиваемся к гражданскому обществу и пытаемся понять, какие инструменты являются лучшими для Армении, которые могут обеспечить безопасность, развитие и мир в регионе».

Тут стоит уточнить, что являет собой внеблоковый статус, и не спутали ли его, часом, армянские политики со статусом признанного постоянного нейтралитета, которым обладают, например, Швейцария и Туркменистан. И учли ли они то, что внеблоковый статус как таковой не решает проблем в сфере безопасности, и имеет свои «за» и «против». Забегая вперед заметим, что в случае с Арменией «против» гораздо больше, чем «за».

Внеблоковость — внешнеполитический курс страны, согласно которому она объявляет политику неприсоединения ни к одному из международных блоков или альянсов. Как правило, внеблоковый статус та или иная страна определяет самостоятельно, без каких-либо гарантий или международных подтверждений со стороны других государств, чем он (в том числе) и отличается от нейтралитета. То есть внеблоковая страна не может быть постоянным членом какого-либо союза, альянса, однако статус не обязывает ее не участвовать в конфликтах или заключать договора с союзами.

Если говорить о преимуществах внеблокового статуса вообще, а не в конкретно взятой стране, это, в первую очередь, независимость в принятии решений на международной арене. Ведь блоки и альянсы могут иметь общую позицию по различным вопросам, что не всегда входит в интересы конкретного государства. То есть внеблоковый статус теоретически позволяет ему самостоятельно решать, с кем, как и о чем вести переговоры.

Что касается недостатков, их много. К примеру, страна – в данном случае – Армения, находится на стыке геополитических интересов более мощных государств, оказывающих ей поддержку в обмен на те или иные услуги, входящие в противоречие с интересами страны-антагониста. Поэтому в любом случае Армения может стать площадкой для столкновения интересов противных сторон. Кроме того, риск статуса – в разрыве отношений с тем или иным блоком, в экономической изоляции и сужении рынка сбыта – Армения, напомним, является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и пользуется, вместе со своими гражданами, критически важными для нее торгово-экономическими, энергетическими, социальными и иными преференциями.

Надо понимать, что внеблоковый статус Армении – это обманка, на которую ее якобы враги и/или якобы друзья не клюнут, поскольку юридических гарантий не размещения в РА иностранных военных баз, военных контингентов – нет. То есть в случае их дислокации на территории внеблоковой страны можно прикрыться отрицанием соответствующего, но не оформленного факта. Внеблоковый статус не ограничивает участие вооруженных сил страны в миротворческих операциях, не запрещает заключать оборонные соглашения с любыми военными союзами и отдельными государствами. И вообще при необходимости статус этот можно отменить, как, например, это произошло в Украине за каких-то 11 дней.

А вот постоянный нейтралитет подразумевает три базовых запрета: не участвовать в военных действиях; не предоставлять территорию страны для проведения военных действий между другими странами; не дискриминировать воюющих в поставках им оружия и товаров военного назначения. И нейтралитет, что крайне важно и крайне сложно, должен быть признан и документально подтвержден другими государствами. Только в таком случае он может считаться состоявшимся и функционирующим.

И вот что главное в случае с Арменией – возможной обладательницей внеблокового статуса: ей придется самой обеспечивать собственную безопасность. Или просить кого-то подсобить в этом деле в обмен на что-то.

Для объявления себя внеблоковой страной Армения, в первую очередь, должна выйти из ОДКБ и СНГ. Вопрос этот, видимо, уже решен. Во-первых, Ереван отозвал своего представителя из первой, членами которой являются также Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан; во-вторых, отказал блоку в проведении военных учений на своей территории, а то и вовсе не участвует в них. Мероприятия на высшем уровне в рамках СНГ премьер Никол Пашинян игнорирует, и кроме критики и увесистого ушата лжи на эти организации и, особенно на Россию и ОДКБ, которые «бросили» Армению во время Второй Карабахской войны, из Еревана на официальном уровне не слышно.

Далее. В соответствии с распространившейся информацией, на днях Пашинян провел некое «закрытое совещание» – заявил, что Армения больше не будет участвовать в работе ОДКБ и СНГ, и что она ищет и вскоре найдет замену этим двум альянсам (в таком случае, о каком внеблоковом статусе речь?). О ЕАЭС ничего пока сказано не было, равно как и о выводе российской военной базы из Гюмри: ведь надо что-то жевать, отапливаться, с кем-то торговать и хоть как-то прикрыться, если на нее «нападут» Турция или Азербайджан, либо обе страны вместе.

Выйдя из ОДКБ, вступить в НАТО Армения при внеблоковом статусе не сможет, да ее туда и не примут, как бы ни расстарались армянские «соросовцы» и лоббисты. Но это не означает, что военные альянса, особенно – Франции и США, не окопаются на армянской территории. И тогда – прощай, безопасность: Еревану этого не простят не только Москва, но и Тегеран с Анкарой, заинтересованные во влиянии на Южном Кавказе.  Зато выход из ОДКБ, заявление о внеблоковом статусе – фактически «филькиной грамоте» – должно понравиться Западу, который, как рассчитывает Армения, завалит страну «зелеными» и «евриками». А Москве придется заткнуться – ведь не вступает же Армения в НАТО! Такова логика политических рулевых в Ереване, ведомых рулевыми западными.

Заметим, что далеко не все в Армении готовы находиться в заблуждении. В частности, местное издание VERELQ приводит мнение политолога Давида Арутюнова, считающего, что «… внеблоковый статус не решает проблем в сфере безопасности. Показателен в этом плане пример Азербайджана, который, как известно, является членом Движения неприсоединения, однако вопросы безопасности и внешней политики Баку решает путем маневрирования между Россией и Западом с опорой на свои собственные военные возможности и союзнические отношения с Турцией».

А политолог Бениамин Погосян говорит, что покидая ОДКБ без перспективы попасть под другой надежный «зонтик», Армения столкнется с серьезными рисками в области безопасности – «… останется в подвешенном состоянии. Особенно учитывая изменяющийся мировой порядок, когда мир движется от жесткой однополярности, и ближайшие 10–20 лет будут турбулентными в различных регионах, включая наш, и будут сопровождаться новыми войнами».

Как видим, Армения сама себя загоняет в тупик, и не только во взаимоотношениях с Россией, но и с другими постсоветскими странами, чаще пекущимися о собственной и коллективной безопасности как понятиями взаимосвязанными. Касается это и торгово-экономических, социальных, гуманитарных, транспортно-логистических, энергетических проектов, причем, не отказываясь от сотрудничества с теми странами и в тех рамках, в которых это их устраивает и не угрожает безопасности соседей.

Словом, вырисовывается достаточно ясная картина: шарахаясь из стороны в сторону, апробируя реакцию на возможное объявление внеблокового статуса в расчете на то, что такой вариант устроит Россию, которая получит «гарантии» (на самом деле их нет) не присутствия НАТО на Южном Кавказе, а Запад распахнет объятия перед Ереваном за разрыв отношений с Россией и поддержит в «обличении» Азербайджана и Турции (а там и подоспеет оружие НАТОвских стандартов, несовместимых, кстати, с российскими, которое есть у Армении), Ереван обманывает сам себя.

Отчего так? Да оттого, что он никак не усвоил азов государственности, начиная с заглавной «А»: никто и никогда не отведет от Армении никаких угроз, не предоставит никаких гарантий безопасности, если она сама представляет угрозу для своих соседей – в данном случае – Азербайджана, Турции, Ирана и иных – бывших своих «сестер и братьев», включая многочисленных тюркских.

И внеблоковый статус ее никак не спасет, если она не откажется от территориальных претензий к Азербайджану, бесконечных интриг в отношении Турции, России; не подпишет мирный договор с Баку, не определится с легитимным разделом границы и не будет неукоснительно выполнять все взятые на себя обязательства. Так что внеблоковость – далеко не архимедовская «Эврика!» и не панацея от армянских бед: виновного ей следует искать в самой себе.

Говоря об Архимеде. По преданию, великий математик, физик, астроном,  инженер, научное наследие которого изучают и применяют даже в нынешнем веке, рекомендовал провести финальный штурм Сиракуз ночью. Это связано с тем, что днем греки по совету Архимеда ослепляли римлян зеркалами, мешая им вести полноценное сражение. Ключевое здесь – в ослеплении зеркалами. Уж не на этот ли старый трюк клюнула Армения, потерявшая чувство реальности?

Ирина Джорбенадзе, автор Minval.az

Нет комментариев

Лента новостей

23 Ноябрь 2024

Предыдущие новости