Общественно-политическая интернет газета
Власти Армении долго ломали голову над тем, как им обеспечить безопасность республики без России и угроз с ее стороны, если Ереван тесно законтачит с Западом. И «додумались»: а не стать ли стране внеблоковой? Но за такой «удачной мыслью» кроется явное непонимание соответствующего статуса и неспособность проанализировать все его «за» и «против».
Не знаем, кто из руководства Армении восторженно воскликнул «Эврика!», когда ему пришла в голову мысль о внеблоковом статусе страны, но понимаем, что Архимед, в отличие от армянского политика (ов) имел на восторг полное право, поскольку доказал, погрузившись в ванну, как можно точно измерить объем сложных по форме объектов, то есть – предметов. Политика – тоже предмет, гораздо более сложный, чем корона и золотой слиток в ванне древнегреческого ученого. Но вот ее точное измерение в контексте возможного внеблокового статуса Армении явно не удалось. Впрочем, как и в других случаях.
«Утечку информации», вероятно, с целью запуска пробного шара, озвучил в Барселоне на форуме «Стратегическое будущее Армении» секретарь Совбеза республики Армен Григорян. «… В Армении, – сказал он, – конечно, есть идея евроинтеграции, но есть и идея стать внеблоковым государством. Мы прислушиваемся к гражданскому обществу и пытаемся понять, какие инструменты являются лучшими для Армении, которые могут обеспечить безопасность, развитие и мир в регионе».
Тут стоит уточнить, что являет собой внеблоковый статус, и не спутали ли его, часом, армянские политики со статусом признанного постоянного нейтралитета, которым обладают, например, Швейцария и Туркменистан. И учли ли они то, что внеблоковый статус как таковой не решает проблем в сфере безопасности, и имеет свои «за» и «против». Забегая вперед заметим, что в случае с Арменией «против» гораздо больше, чем «за».
Внеблоковость — внешнеполитический курс страны, согласно которому она объявляет политику неприсоединения ни к одному из международных блоков или альянсов. Как правило, внеблоковый статус та или иная страна определяет самостоятельно, без каких-либо гарантий или международных подтверждений со стороны других государств, чем он (в том числе) и отличается от нейтралитета. То есть внеблоковая страна не может быть постоянным членом какого-либо союза, альянса, однако статус не обязывает ее не участвовать в конфликтах или заключать договора с союзами.
Если говорить о преимуществах внеблокового статуса вообще, а не в конкретно взятой стране, это, в первую очередь, независимость в принятии решений на международной арене. Ведь блоки и альянсы могут иметь общую позицию по различным вопросам, что не всегда входит в интересы конкретного государства. То есть внеблоковый статус теоретически позволяет ему самостоятельно решать, с кем, как и о чем вести переговоры.
Что касается недостатков, их много. К примеру, страна – в данном случае – Армения, находится на стыке геополитических интересов более мощных государств, оказывающих ей поддержку в обмен на те или иные услуги, входящие в противоречие с интересами страны-антагониста. Поэтому в любом случае Армения может стать площадкой для столкновения интересов противных сторон. Кроме того, риск статуса – в разрыве отношений с тем или иным блоком, в экономической изоляции и сужении рынка сбыта – Армения, напомним, является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и пользуется, вместе со своими гражданами, критически важными для нее торгово-экономическими, энергетическими, социальными и иными преференциями.
Надо понимать, что внеблоковый статус Армении – это обманка, на которую ее якобы враги и/или якобы друзья не клюнут, поскольку юридических гарантий не размещения в РА иностранных военных баз, военных контингентов – нет. То есть в случае их дислокации на территории внеблоковой страны можно прикрыться отрицанием соответствующего, но не оформленного факта. Внеблоковый статус не ограничивает участие вооруженных сил страны в миротворческих операциях, не запрещает заключать оборонные соглашения с любыми военными союзами и отдельными государствами. И вообще при необходимости статус этот можно отменить, как, например, это произошло в Украине за каких-то 11 дней.
А вот постоянный нейтралитет подразумевает три базовых запрета: не участвовать в военных действиях; не предоставлять территорию страны для проведения военных действий между другими странами; не дискриминировать воюющих в поставках им оружия и товаров военного назначения. И нейтралитет, что крайне важно и крайне сложно, должен быть признан и документально подтвержден другими государствами. Только в таком случае он может считаться состоявшимся и функционирующим.
И вот что главное в случае с Арменией – возможной обладательницей внеблокового статуса: ей придется самой обеспечивать собственную безопасность. Или просить кого-то подсобить в этом деле в обмен на что-то.
Для объявления себя внеблоковой страной Армения, в первую очередь, должна выйти из ОДКБ и СНГ. Вопрос этот, видимо, уже решен. Во-первых, Ереван отозвал своего представителя из первой, членами которой являются также Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан; во-вторых, отказал блоку в проведении военных учений на своей территории, а то и вовсе не участвует в них. Мероприятия на высшем уровне в рамках СНГ премьер Никол Пашинян игнорирует, и кроме критики и увесистого ушата лжи на эти организации и, особенно на Россию и ОДКБ, которые «бросили» Армению во время Второй Карабахской войны, из Еревана на официальном уровне не слышно.
Далее. В соответствии с распространившейся информацией, на днях Пашинян провел некое «закрытое совещание» – заявил, что Армения больше не будет участвовать в работе ОДКБ и СНГ, и что она ищет и вскоре найдет замену этим двум альянсам (в таком случае, о каком внеблоковом статусе речь?). О ЕАЭС ничего пока сказано не было, равно как и о выводе российской военной базы из Гюмри: ведь надо что-то жевать, отапливаться, с кем-то торговать и хоть как-то прикрыться, если на нее «нападут» Турция или Азербайджан, либо обе страны вместе.
Выйдя из ОДКБ, вступить в НАТО Армения при внеблоковом статусе не сможет, да ее туда и не примут, как бы ни расстарались армянские «соросовцы» и лоббисты. Но это не означает, что военные альянса, особенно – Франции и США, не окопаются на армянской территории. И тогда – прощай, безопасность: Еревану этого не простят не только Москва, но и Тегеран с Анкарой, заинтересованные во влиянии на Южном Кавказе. Зато выход из ОДКБ, заявление о внеблоковом статусе – фактически «филькиной грамоте» – должно понравиться Западу, который, как рассчитывает Армения, завалит страну «зелеными» и «евриками». А Москве придется заткнуться – ведь не вступает же Армения в НАТО! Такова логика политических рулевых в Ереване, ведомых рулевыми западными.
Заметим, что далеко не все в Армении готовы находиться в заблуждении. В частности, местное издание VERELQ приводит мнение политолога Давида Арутюнова, считающего, что «… внеблоковый статус не решает проблем в сфере безопасности. Показателен в этом плане пример Азербайджана, который, как известно, является членом Движения неприсоединения, однако вопросы безопасности и внешней политики Баку решает путем маневрирования между Россией и Западом с опорой на свои собственные военные возможности и союзнические отношения с Турцией».
А политолог Бениамин Погосян говорит, что покидая ОДКБ без перспективы попасть под другой надежный «зонтик», Армения столкнется с серьезными рисками в области безопасности – «… останется в подвешенном состоянии. Особенно учитывая изменяющийся мировой порядок, когда мир движется от жесткой однополярности, и ближайшие 10–20 лет будут турбулентными в различных регионах, включая наш, и будут сопровождаться новыми войнами».
Как видим, Армения сама себя загоняет в тупик, и не только во взаимоотношениях с Россией, но и с другими постсоветскими странами, чаще пекущимися о собственной и коллективной безопасности как понятиями взаимосвязанными. Касается это и торгово-экономических, социальных, гуманитарных, транспортно-логистических, энергетических проектов, причем, не отказываясь от сотрудничества с теми странами и в тех рамках, в которых это их устраивает и не угрожает безопасности соседей.
Словом, вырисовывается достаточно ясная картина: шарахаясь из стороны в сторону, апробируя реакцию на возможное объявление внеблокового статуса в расчете на то, что такой вариант устроит Россию, которая получит «гарантии» (на самом деле их нет) не присутствия НАТО на Южном Кавказе, а Запад распахнет объятия перед Ереваном за разрыв отношений с Россией и поддержит в «обличении» Азербайджана и Турции (а там и подоспеет оружие НАТОвских стандартов, несовместимых, кстати, с российскими, которое есть у Армении), Ереван обманывает сам себя.
Отчего так? Да оттого, что он никак не усвоил азов государственности, начиная с заглавной «А»: никто и никогда не отведет от Армении никаких угроз, не предоставит никаких гарантий безопасности, если она сама представляет угрозу для своих соседей – в данном случае – Азербайджана, Турции, Ирана и иных – бывших своих «сестер и братьев», включая многочисленных тюркских.
И внеблоковый статус ее никак не спасет, если она не откажется от территориальных претензий к Азербайджану, бесконечных интриг в отношении Турции, России; не подпишет мирный договор с Баку, не определится с легитимным разделом границы и не будет неукоснительно выполнять все взятые на себя обязательства. Так что внеблоковость – далеко не архимедовская «Эврика!» и не панацея от армянских бед: виновного ей следует искать в самой себе.
Говоря об Архимеде. По преданию, великий математик, физик, астроном, инженер, научное наследие которого изучают и применяют даже в нынешнем веке, рекомендовал провести финальный штурм Сиракуз ночью. Это связано с тем, что днем греки по совету Архимеда ослепляли римлян зеркалами, мешая им вести полноценное сражение. Ключевое здесь – в ослеплении зеркалами. Уж не на этот ли старый трюк клюнула Армения, потерявшая чувство реальности?
Ирина Джорбенадзе, автор Minval.az
10 Июнь 2025
09 Июнь 2025
08 Июнь 2025
07 Июнь 2025
06 Июнь 2025
05 Июнь 2025
КомментарииОставить комментарий